Народный Волшебник

Свои первые шаги в искусстве актер Олег Янковский сделал на белорусской земле будучи еще школьником — на сцене минского театра имени М. Горького

Свои первые шаги в искусстве актер Олег Янковский сделал на белорусской земле будучи еще школьником — на сцене минского театра имени М. Горького

На каждую его роль всегда находился благодарный зритель. Он вошел в историю “героем проклятого времени” в фильме “Полеты во сне и наяву”. Романтикам запомнился бесшабашным и остроумным бароном Мюнхгаузеном. Людям старшего поколения — бойцом Некрасовым из фильма “Служили два товарища”. Женщинам — грубоватым и трогательным “Влюбленным по собственному желанию”. А для всех вместе остался в памяти настоящим волшебником, легко и непринужденно совершившим “Обыкновенное чудо”. 23 февраля народному артисту СССР Олегу Янковскому исполнилось бы 70 лет.

В коротких штанишках

Мы с ним почти ровесники. Не единожды я смотрела спектакль “Барабанщица”, где рядом с Александрой Климовой и начинавшим лицедействовать Ростиславом Янковским появлялся его брат — юный пионер-мститель в коротких штанишках. Через много лет, будучи уже народным артистом СССР и лауреатом нескольких Государственных премий, на одном из юбилейных вечеров Ростислава Ивановича он вышел на эту же сцену в пионерской форме и вызвал бурный восторг зала.

В детстве, читая театральную программку, я любовалась старшим и младшим Янковскими. И с тех пор меня уже никогда не покидал интерес к дальнейшей творческой судьбе талантливого ровесника. В 1965 году Олег Янковский окончил актерский факультет Саратовского драматического училища имени И. А. Слонова, затем в этом же городе играл в драмтеатре.

Явление героя

На киностудии “Беларусьфильм” он появился в 1969 году. Уже после триумфальных кинодебютов в ролях Генриха Шварцкопфа в фильме “Щит и меч” и кинооператора Некрасова в картине “Служили два товарища”. Режиссер Виталий Виноградов утвердил Олега Янковского на роль журналиста Сергея Новикова в ленте “Жди меня, Анна” по сценарию Юрия Нагибина. И писатель, и автор сценария высоко оценили Янковского как актера. А в советском кинематографе появился яркий молодой, неординарный, умный романтический герой.

На “Беларусьфильме” в 1969 году актер прожил на экране судьбу Франциска Скорины в картине “Я, Франциск Скорина...”. Вот что писала по этому поводу газета “Літаратура і мастацтва”: “Олег Янковский в соответствии с замыслом драматурга и режиссера стремится раскрыть главную черту своего героя — власть мысли, власть великого чувства, которыми живет его герой. Мы будто присутствуем при процессе духовного становления человека Возрождения”.

На белом коне

Еще на съемках фильма “Служили два товарища” Олег рассказал Ролану Быкову, с которым вместе снимался, что его приглашают в один из театров Москвы. “Не спеши, — посоветовал ему уже признанный мастер. — В Москву надо въезжать на белом коне”. Так и произошло. Олегу повезло встретить своего режиссера — Марка Захарова и попасть в свой театр — Ленин-ского комсомола, на сцене которого он творил с 1973 года и до конца своих дней.

Минск, 1984 год. Предпремьерный показ для кинематографистов и критиков фильма “Полеты во сне и наяву” в Доме кино (тогда он находиля в Красном костеле). Картину представляли режиссер Роман Балаян и Олег Янковский. Были и оглушительные аплодисменты после просмотра, и радушное обсуждение. И масса теплых слов в адрес актера. Тогда же на встрече я напомнила ему о своих детских впечатлениях от его игры в театре, и ниточка взаимного доброжелательства потом возникала между нами при каждой встрече. А он, казалось бы, еще не осознавший, чем стала его работа и весь фильм для целого поколения, словно растворился в среде и атмосфере города своей юности. Помню, вместо автографов он рисовал ту же смешную рожицу, что и его киногерой. Личные привычки Сергею Макарову актер, можно сказать, “подарил”. Да и режиссер картины не скрывал, что он перенес на экран многое, подсмотренное в Янковском.

И снова здравствуйте...

Наше знакомство с актером продолжилось в 1990 году на II фестивале актеров советского кино в Твери. Олег как обладатель главного приза I фестиваля был председателем жюри. Конечно, наша дружная белорусская делегация активно болела за Володю Гостюхина (на конкурс была представлена его роль в фильме “Смиренное кладбище”). Встречая Янковского в кулуарах, я просительно-вопросительно смотрела на него, а он, понимающе улыбаясь лишь уголками глаз, казалось, заговорщицки меня успокаивал. Когда на пресс-конференции он лично объявлял решение жюри, то сделал небольшую паузу. Нашел взглядом нашу группу и, словно присоединяясь к охватившей нас радости, выдохнул: “Лучшая мужская роль у Владимира Гостюхина. Признаюсь, я смотрел на экран и по профессии не понимал, как он сумел это сыграть”. На такое признание, согласитесь, способен не каждый большой актер.

И где бы мы потом ни виделись — в Москве на международных кинофестивалях, в Минске, когда он приезжал на “Лістапад” или на юбилеи к брату, — Олег всегда был вежлив, учтив и внимателен. В нем никогда не было заносчивости, он держался просто, но с достоинством.

Улыбайтесь, господа!

Можно сказать, что в творческом плане ему повезло так, как везет немногим. Главные роли в театре и кино он сыграл у лучших режиссеров: Басова, Митты, Швейцера, Лотяну, Шахназарова, Панфилова, Соловьева, Лунгина. Особые отношения сложились у него с Андреем Тарковским. В его “Зеркале” Янковский предстал в образе отца режиссера — поэта Арсения Тарковского, а в “Ностальгии” — alter ego самого Андрея.

В одной из статей я прочитала: “Оставив позади пропойц, поэтов, интеллигентов, Волшебника, Мюнхгаузена, Императора — в кино, Ленина и Гамлета — в театре, он должен был сыграть Тургенева...” К сожалению, этот замысел режиссера Сергея Соловьева не был реализован. Зато состоялся его Каренин — страдающий, растерянный, оскорбленный в лучших чувствах и в результате мстительный. И гротесковый отец-дипломат в “Стилягах” Валерия Тодоровского. И митрополит Филипп в “Царе” Павла Лунгина.

Режиссерским дебютом Янковского (совместно с оператором Михаилом Аграновичем) стала новогодняя сказка-мелодрама “Приходи на меня посмотреть” со звездным составом исполнителей: Екатерина Васильева, Ирина Купченко и сам Олег.

Творческая жизнь била через край. Он играл в театре, снимался в кино, его обожали зрители и ценили режиссеры. С 1993 года Олег Янковский являлся президентом открытого фестиваля российского кино “Кинотавр” в Сочи, в 2004-м был удостоен приза Президента Беларуси.

Его не стало 20 мая 2009 года. Но каждый из нас благодаря ему — “актеру открытого нерва” — хранит в себе Волшебника, а его “Улыбайтесь, господа!” помогает жить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter