Народ избирал без подсказки

Александр Лукашенко получил поздравления с переизбранием на президентский пост от многих глав государств. Одним из первых своего коллегу поздравил Президент России Владимир Путин
Александр Лукашенко получил поздравления с переизбранием на президентский пост от многих глав государств. Одним из первых своего коллегу поздравил Президент России Владимир Путин

«Сенсации» не произошло! В том, что Александр Лукашенко одержит убедительную победу на президентских выборах, сомнений не было ни у кого. Уверен: в том числе и у его соперников. А во время ночного бдения в Информационном центре с 19 на 20 марта даже самые «революционно» настроенные журналисты в своих прогнозах отваживались лишь на заключение пари: будет ли процент поддержки Александра Лукашенко ближе к 75 или к 90 процентам.

Томный вечер

Я коротал время за чашкой кофе до очередной пресс–конференции председателя Центризбиркома Лидии Ермошиной, когда подошел один молодой коллега и с видом носителя тайны философского камня торжественно сообщил: «Вечер перестает быть томным». Подняв на него глаза в ожидании объяснений, услышал: «Люди вышли на площадь»...

— Зачем? — поинтересовался я.

— Так это... — растерялся по случаю моей «политической слепоты» собрат по перу. — За Милинкевича. Майдан ваш начался!

...Где начинался «майдан», сразу определить было непросто. Морозный воздух слегка бодрил, и я, выйдя из Дворца Республики, не спеша направился в сторону Дворца профсоюзов. На его крыльце несколько сотен человек размахивали флагами. Это была сцена. В «зрительном зале» лицом к зданию за действием наблюдала еще пара–тройка тысяч человек. В основном небольшие компании молодых людей, остановившиеся полюбопытствовать на происходящее с тем, чтобы через десяток минут продолжить прогулку дальше. Поэтому количество постоянных участников акции оценить трудно. Скорее всего, все они собрались именно на крыльце Дворца профсоюзов. Оттуда же неслось слегка усиленное мегафоном выступление. Невидимый оратор вещал, что, по его данным, А.Лукашенко «проигрывает выборы» и даже называл какие–то цифры...

Снежный шквал налетел неожиданно и стремительно. Он буквально смел со ступеней дворца размахивающую флагами публику. Идейной убежденности на терпимость к природному капризу явно не хватило. А если точнее, не настолько щедро эта убежденность была оплачена, чтобы 15 — 16–летние пацаны продолжали морозить уши, создавая оппозиционную массовку. Это, кстати, установленный факт. Я заспешил обратно в Инфоцентр и уже, отдавая пальто гардеробщице, случайно услышал «начитку» журналистки одного из украинских информагентств. Дама вещала в мобильник, что власти, мешая акции оппозиции, применили... снегометы. Что из себя представляет это тайное оружие, она объяснить мне не сумела. Но надо же было «сливать» на базу что–то «горячее». Иначе за что командировочные платят?

Ближе к 3 часам ночи Лидия Ермошина вновь вышла к прессе объявить об окончательной победе Александра Лукашенко. А на мой вопрос о диковатых данных, которыми козыряет оппозиция, ответила коротко: «Надо уметь проигрывать достойно».

Помните слова из песни: «Есть у революции начало, нет у революции конца»? В нашем случае все оказалось с точностью до наоборот: короткий скомканный конец при полном отсутствии сколь–нибудь внятного начала. На что, собственно, и обратил внимание днем позже Александр Лукашенко на своей первой пресс–конференции после переизбрания на пост Президента.

Для «революций» нет основы

Разговор с журналистами он начал со слов о набившей оскомину революционной фантазии. «Революция, о которой так много говорили, а кое–кто и готовил ее, в Беларуси провалилась», — резюмировал Президент перед большим количеством журналистов в зале Дворца Республики. А чуть позже подкрепил этот вывод простым объяснением: «Революции возможны там, где для этого возникли условия, обострились нужды и бедствия людей. О невозможности повторения подобного в Беларуси было понятно еще год назад».

Принципы демократии

На пресс–конференции собралось более 500 представителей белорусских и зарубежных СМИ, около 100 международных и внутренних наблюдателей, аккредитованные у нас в стране послы, руководители крупных местных и иностранных общественных организаций, депутаты Парламента, руководители госорганов. Президент предположил, что многие репортеры прибыли с заранее заготовленными сценариями материалов, причем для Беларуси далеко не самыми приятными. Никто спорить не стал. Но при этом Александр Лукашенко заметил, что для него главное — впечатление тех людей, которые в стране побывали. Написать, показать можно все что угодно. А вот то, что останется в душе, — это единственная правда, и она — навсегда. И судя по вполне доброжелательной настроенности зала, в сердцах гостей действительно осталось много теплых впечатлений. Хотя вопросы звучали подчас весьма острые. Например, об отношении Александра Лукашенко к той же акции оппозиции накануне вечером.

— Это говорит о демократичности нашего общества, — прозвучал ответ. — У нас есть люди, не согласные с политикой Президента, которые голосовали «против». Но это никак не противоречит результатам голосования.

В конечном итоге каждый имеет право высказать свою точку зрения. Правда, желательно не на несанкционированном митинге. Но коль так получилось, препятствий не было. Даже европейские телеканалы признали, что силы правопорядка были предельно корректны, и акция быстро сошла на нет сама по себе.

Еще один предвыборный «козырь» оппозиции: кандидаты не имели равного доступа к СМИ. Я поинтересовался у Александра Григорьевича его мнением по поводу этого суждения.

— Я сам не занимался пропагандой и агитацией за себя. Более того, свое время на выступления в СМИ я передал оппозиционным кандидатам. Но они даже свое время на 100 процентов не использовали. О чем дальше можно говорить, если людям нечего сказать? Да, в новостных выпусках проходили сюжеты о моей работе. Но это обычная практика отчета Президента перед населением за каждый день работы.

Добавлю от себя, что команда Милинкевича не разместила свою программу в республиканских газетах, в том числе в «СБ». Причина? Забыли! Хоть стой, хоть падай... Несерьезные люди...

Вполне логично, что многие вопросы журналистов не ограничивались лишь выборной тематикой. Основное внимание аудитории сосредоточилось на ближайших перспективах белорусской политики.

Курс неизменен

На этот счет Президент отметил, что ломки провозглашенного ранее курса не будет. «В этом нет необходимости, — уверен он. — Шлифовка и корректировка — да, будут. Но основные цели на пять лет поставлены Всебелорусским народным собранием. Если мы их достигнем, вы не узнаете государство. А мы эту программу выполним, и Беларусь будет прекрасной, цветущей страной».

При этом остаются неизменными и принципы внешней политики. Беларусь по–прежнему открыта для диалога как с Востоком, так и с Западом. Основной приоритет — Россия. По словам Президента, за последнее время в союзном строительстве удалось отойти от сложных, глобальных проблем и сосредоточиться на решении жизненно важных для людей вопросов. Это эволюционный путь. А принципы дальнейшего развития интеграции Александр Лукашенко видит так: «Любой союз должен быть долговечным. А будет он долговечным, если мы будем его строить на принципах, которые выстраданы жизнью. Принципы строительства Союзного государства определены, и главный из них — равноправие. Если россияне очень заинтересованы придать большую динамику, надо расширить число участников этого процесса. От диалога двух президентов, двух правительств перейти на более широкий круг людей. Подключиться должны и парламентарии, и общественность».

Соседей не выбирают

Что касается западного направления, то Александр Лукашенко не исключает даже вступления Беларуси в Совет Европы. Правда, прямые выгоды от этого весьма туманны, да и политика двойных стандартов по отношению к нашей стране — не лучший фундамент для конструктивных отношений. Тем не менее Президент убежден, что они должны быть. «Мы будем развивать наши отношения с руководством ЕС так, как они этого захотят. Это зависит не от нас, — подчеркнул Президент. — Мы бы хотели, чтобы в Евросоюзе внимательно и аккуратно относились к белорусскому народу и видели в нем своего партнера».

А запыленные «страшилки» о некоей международной изоляции нас давно не смущают. «Результаты президентских выборов — это воля народа. И если зарубежные политики уважают белорусский народ, о чем они всегда говорят, то изменят свою политику по отношению к нашей стране и признают выборы, — подчеркнул Президент. — Мы знаем об этой их позиции. Но Беларусь надеется, что нашу страну видят и разумные политики. И мы будем стремиться убедить народы других стран в абсурдности той позиции, которую излагают о Беларуси за рубежом».

Актуальным был вопрос журналистки ОНТ о возможных «санкциях» со стороны ЕС. В частности, муссируется вопрос о том, что по «наводке» минских политиков в список «невъездных» планируется внести руководителей ряда государственных СМИ. Президент исчерпывающе ответил на это. Но возможен краткий комментарий. Ситуация парадоксальная. Как можно ограничивать в передвижениях журналистов? Это нонсенс. Но если минские «правозащитники» добьются этого дискриминирующего решения, то развитие событий может быть таким. Аналогичные меры могут быть приняты к руководителям частных СМИ, наиболее темпераментным деятелям БАЖ и т.д. Смотрите, ребята, не перестарайтесь. Уж вы–то без халявных поездок на Запад засохнете от тоски. А соответствующий «списочек» составить очень даже несложно. Не ройте другим яму, сами в нее угодите. Не зарывайтесь!

...Ход пресс-конференции показал, что Президент не склонен отождествлять взаимоотношения политиков и народов государств, которые они представляют. В этом контексте весьма красноречив приведенный им пример Грузии. «Беларусь не ставит знак равенства между грузинским народом и официальными властями Грузии, которые продолжают свою недружелюбную политику по отношению к нашей стране, — отметил Президент. — Народы доброжелательно относятся друг к другу». Этот тезис справедлив по отношению ко многим государствам, особенно соседним. Поэтому глупость, которую сморозил на митинге российский депутат Думы г-н Рыжков, что «Лукашенко набрал 4 процента», это не просто идиотизм, это грубое оскорбление белорусских избирателей. Снимите, г-н Рыжков, ноги со стола!

Мы — люди слова

Беседа Александра Лукашенко с журналистами продлилась два с лишним часа. За это время было задано более 30 вопросов. Президент говорил об уверенности в развитии нормальных отношений с Украиной. Осудил позицию гаагского трибунала, приведшую к смерти экс–президента Югославии Слободана Милошевича. Высказал суждение, что нападкам извне наша страна подвергается в первую очередь по причине того, что ведет независимую политику отрицания построения монополярного мира. А сам разговор назвал открытым и принципиальным. «Никогда за более чем 10 лет не было, чтобы я вышел к журналистам или к народу и попытался юлить и говорить неправду, даже если мне это было в ущерб, — признался Президент. — Я никогда не уходил от сложных, серьезных вопросов, всегда отвечал на них честно и откровенно. Моя политика — это политика справедливости, искренности. Не только во взаимоотношениях с людьми, но и во взаимоотношениях с государствами».

Подытожить беседу имеет смысл фразой, сказанной Президентом журналистам напоследок: «Вы не должны видеть в нас врагов или противников. Можете всегда рассчитывать на нас как на людей слова».

А подводя черту под, не погрешу против истины, если скажу, историческими событиями последних двух дней, позволю себе рассказать еще об одном наблюдении. Покидавшие Дворец Республики журналисты выглядели утомленными. Сказались почти двое суток работы без перерыва. Но от нескольких зарубежных коллег я услышал слова, общий смысл которых можно свести к такой мысли: «У вас не было так интересно, как на выборах в Грузии или Украине. «Драйва» явно не хватало. Профессия требует интриги, а здесь ее найти не удалось. Но в этом, наверное, ваше счастье. Журналисту выгодно быть там, где «горячо». Но людям хорошо жить там, где спокойно и охотнику за сенсацией делать нечего».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter