Белорусские аграрии и ученые к потеплению климата готовы

Напишут наши семена

Продовольственная безопасность остается одним из стратегических направлений работы экономического блока нашего Правительства. Но приспосабливаться к капризам погоды становится все сложнее. О том, чего ждать и профессиональным сельхозпроизводителям, и любителям-огородникам, корреспондент “НГ” спросил заместителя генерального директора по научной работе Научно-практического центра Национальной академии наук по картофелеводству и плодоовощеводству Вадима Маханько.



— Вадим Леонидович, капризы небесной канцелярии привели к тому, что в прошлом году ощутимо снизилась урожайность зерновых на всегда благополучной в этом отношении Гомельщине. Даже заговорили про новую климатическую зону. Что происходит? Идем в тропики?

— Про тропики говорить рано, но тенденция увеличения средней температуры в самом деле есть. Три года из четырех мы наблюдали засуху, теплую осень и нестабильную температуру зимой. Все это не очень хорошо для наших традиционных культур. Например, неожиданные морозы на фоне вялой зимы приводят к трещинам в коре плодовых деревьев, а эти трещины становятся “дверями” для различных инфекций. Страдает и сохранность картофеля, овощей: обеспеченность хранилищами у нас очень неплохая, но в ноябре для их нормальной работы требуется поступление в эти сооружения с улицы холодного воздуха. А если на улице 10—16 градусов тепла? Установка же холодильного оборудования приведет к колоссальному удорожанию хранения.

Что же касается появления новой, четвертой, климатической зоны на юге страны — да, такая теория есть. Но не всеми она поддерживается даже в рамках Национальной академии наук. Словом, изменения есть, но пока они не критичны. Скажем так, за последние 30 лет средняя температура увеличилась на 1—1,5 градуса. Проблема, скорее, в том, что температура эта поднялась очень неравномерно. В результате, среди прочего, появились и новые болезни растений.

— Недавно вы заявили, что прогнозируете недостаток почвенной влаги: уровень грунтовых вод уже примерно на 60 см ниже нормы.

А ведь это самым непосредственным образом коснется не только производителей овощей и ягод, но и садоводов, как профессиональных, так и любителей. Неужели наше будущее — засухи и неурожаи?

— Нужно изменить наше отношение к ряду аграрных приемов. Они должны быть направлены именно на влагосбережение. Селекционеры сейчас активно работают над засухоустойчивыми сортами, а мы вот уже несколько лет рекомендуем под картофель и овощи глубокое рыхление. То есть почвоуглубление до 60—70 см. Это один из самых важных агроприемов в регулировании водного баланса. Прием энергозатратный, но прекрасно окупающий себя. На частных подворьях глубокое рыхление сделать сложнее, но там проще осуществить полив.

— Наша наука на такие изменения как-то реагирует? Скажем, предлагая соответствующий семенной материал. Или проще купить готовые разработки за границей?


— Нами интенсивно создаются новые сорта, отвечающие и климатическим вызовам, и новым условиям рынка. Кроме того, занимаемся разработкой безвирусного посадочного материала. Купить же готовые разработки или технологии — это не выход. Потому что в 70 процентах случаев они просто не будут работать, так как необходима адаптация под местные условия.

— Нынешние автомобили, бытовая техника, одежда не столь долговременны в эксплуатации, как это было раньше. Производители специально снижают уровень прочности, дабы заставить потребителя чаще покупать новое. Свойственны ли подобные тенденции аграрному рынку?

— К сожалению, свойственны. Но наш Научно-практический центр в своей селекционной работе не сторонник таких подходов. Мы должны выдавать добротную продукцию, которая будет без проблем использоваться весь производственный цикл. При этом не первое десятилетие мы ощущаем давление извне. Первые такие попытки были еще под занавес СССР: начинали рекламироваться западные сорта, доказывались их преимущества перед отечественными. Единственное, что мы можем противопоставить такой широкой экспансии — особенности наших сортов и качество нашего семенного материала. Тем более что мы очень неплохо выглядим на зарубежном фоне.

— Косвенно это подтверждают обращения читателей. Они жалуются не столько на сами отечественные сорта, сколько на то, что под видом нашей продукции продается импорт. Даже в Самохваловичах есть опасность купить сомнительные семена или саженцы. Что посоветуете гражданам, чтобы они могли избежать подделок?

— Свою продукцию мы — картофелеводы, овощеводы и плодоводы — продаем исключительно в специализированных магазинах и на специально оборудованных площадках на территории НПЦ в Самохваловичах. Никакой торговли на трассах не ведем. Выездная торговля бывает, но это фирменный автомобиль, оформленный нашими логотипами, номерами телефонов, названиями сайта и адресом электронной почты. А каждая партия картофеля, саженцев, овощей сопровождается необходимыми документами. Кстати, есть в Самохваловичах и немало ИП, официально реализующих саженцы неплохого качества. Словом, покупателю необходимо требовать сортовое свидетельство.

На уровне же страны в целом задел очень хороший. На сегодня мы практически полностью обеспечили себя продукцией картофелеводства (не считая отдельных продуктов переработки). Лишь небольшая доля критического импорта остается у нас по овощам. В целом могу сказать, что поводов для беспокойства ситуация на нашем агрорынке не дает, но в определенной степени обостряет вопрос квалификации наших агрономов. Быстро и оперативно уметь менять технологии в зависимости от климатических условий — в этом и заключается настоящий профессионализм.

Может ли прокормить свой огород?


Об этом жителей Брестской области спросил корреспондент “НГ” Артем Кирьянов.

Оксана Бровач, журналист:

— В сезон моя семья часто бывает на даче у родственников. Время от времени туда приезжаю и я, но только отдохнуть. Честно говоря, не вижу смысла тратить все лето на работу в огороде, чтобы на сто процентов обеспечить себя овощами. Для этого нужно бросить работу и просто поселиться на грядках. Мне это занятие не доставляет никакого удовольствия. Я больше доверяю нашему местному тепличному комбинату.

Максим Лущай, юрист:

— На своем огороде выращиваем примерно двадцать культур. Закатки и заготовки едим до начала нового урожая, многое храним в морозилке. Основные расходы на огород — это не только дорогие семена, удобрения и полив. А еще силы и время. Зато овощи, выращенные своими руками, совершенно другие в сравнении с покупными. Во-первых, знаешь, что в них нет ничего опасного. Во-вторых, в них есть частичка твоего труда и любви. Поэтому они и вкуснее, хотя, может, и не такие красивые, как с рынка или из магазина.

Галина Калашник, главный бухгалтер:

— Иногда я работаю в огороде на даче у детей. Если не уделять ему много времени, то с него, конечно, не прокормишься. Мы высаживаем зелень, лук, чеснок, немного клубники и кабачки. Есть несколько плодовых деревьев и ягодных кустов. Они, считайте, сами растут и особого ухода не требуют. Но это все, скорее, для удовольствия. Чтобы никуда не надо было ехать, а на месте что-то вкусное сорвать и сразу съесть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter