Нам заповедано помнить

У каждого народа есть периоды в календаре, когда мы вспоминаем о грустных событиях в истории

В еврейской традиции это период с 17 тамуза до 9 ава (в этом году с 25 июня по 16 июля). Оба этих дня, как и сам период, связаны с разрушением Иерусалимских Храмов. Талмуд (трактат Иевамот 43) рекомендует евреям в период от 1 ава до 9 ава воздерживаться от свадебного застолья, от стрижки, деловых соглашений, посадки деревьев и начала строительства. И уже к VII—VIII векам данный период стал охватывать три недели, от 17 тамуза до 9 ава, и получил название “меж теснин”, или “бейн амецарим” на иврите. Средневековый комментатор Раши окончательно подтверждает и данный период, и входящие в него запреты.

Неизвестно, как работал принцип воздержания от деловых соглашений, исходящий из Талмуда, в период Средневековья. Ведь не веселиться три недели — это одно, а не торговать, не строить и не заниматься посадкой деревьев — совсем другое. Однако Йосеф Каро в книге XVI века “Шульхан Арух” (глава 551) рекомендует лишь уменьшить торговлю и строительство для радости. Более того, в дополнение к этому написано, что разрешено строить дом для молодоженов и нет запрета на посадку деревьев, если она не для радости и удобства. С торговлей вопрос решился таким образом: если она рассматривалась как бизнес для поддержания семьи, то разрешалось ничего не ограничивать.

Кто-то скажет, что торговля, строительство, озеленение не сильно влияли на скорбь по разрушенным Первому и Второму Храмам в Иерусалиме, о которых мы вспоминаем особенно в период от 1 ава до 9 ава (в этом году с 8 по 16 июля), поэтому и исключения в этом вопросе понятны, а вот жениться или участвовать в веселом концерте для соблюдающего заповеди еврея в этот период точно нельзя! Это безусловно так. Однако в этот период, согласно опять же “Шульхан Аруху”, не запрещены помолвки (эрусин), да и трапезу по этому случаю можно устроить, а позднее даже послушать музыку в записи (“Шульхан Арух” 551:19).

Правда, вместе с определенными послаблениями существуют и строгие рекомендации, нарушать которые лучше не стоит. Так, “Шульхан Арух” предупреждает (551:11): “Тот, кто ест мясо с 1 по 9 ава в месте, где не принято его есть, — ломает ограду (порец гадер), и укусит его змей”.

Сегодня тот, кто окажется в Израиле или в либеральной еврейской общине, увидит, что период с 17 тамуза до 9 ава остается периодом, не рекомендованным для свадеб, но сильно влияющим на питание (кроме соблюдающих посты) и деловую активность. В других местах такого, возможно, сегодня уже и не встретишь. Но в каждом еврейском календаре будут обозначены дни памяти и скорби в месяцах тамуз и ав. Известно, 9 ава в 1290, 1306 и 1492 годах были изгнаны евреи из Англии, Франции и Испании, а 9 ава 1941 года евреи Польши были согнаны в гетто.

В жизни, как и в календаре, есть периоды и памяти, и скорби. Как сказал однажды известный еврейский политик и журналист, уроженец города Бобруйска, основатель киббуца “Кинерет” в Израиле Берл Кацнельсон, “нам заповедано помнить...”. И, конечно же, важно не потерять сущность того, что мы делаем, что соблюдаем и чего нельзя забывать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter