Налетай, торопись...

Пекин, Рождество и кризис — смесь, конечно, взрывоопасная. Хотя и весьма странная. Китай, как известно, страна не так чтобы христианская... Письма из Пекина

Пекин, Рождество и кризис — смесь, конечно, взрывоопасная. Хотя и весьма странная. Китай, как известно, страна не так чтобы христианская... И не спрашивайте, какая именно, — с этим тоже странно: с одной стороны, здесь 63 млн. коммунистов (в общей массе это немного), а они по определению атеисты, при этом 95% верующих — буддисты. Но сколько человек составляют 100% этих самых верующих, никому не известно. Потому что китайцы на всякий случай поклоняются всем известным богам, но верят только в собственные силы. Традиция у них такая: опыт многих поколений доказывает, что эта вера никогда не подведет.


С кризисом — тоже так: очевидно, что есть, но именно этим словом называть его не принято. Возможно, китайцы коллективно верят в то, что мысль материальна и если предмет, событие или явление обозначить конкретным словом, то так он, она или оно и будет себя вести. Поэтому и не называют — типа злых духов отпугивают. Но поскольку от явления все же не отмахнешься, имен ему дали несколько: «последствия мирового кризиса» и «очень серьезная обстановка».


Так что, когда соединили две вещи, в Китае вроде бы присутствующие, а вроде бы и не очень, получилась глобальная распродажа. Здесь в общем–то и раньше с Рождеством и другими общепризнанными праздниками западного мира — Пасхой и Днем святого Валентина, например, — экспериментировали, но в этом году размахнуться попробовали посолиднее. Причины — чисто экономические: никаких эмоций, один голый расчет.


Только представьте: 70% мировых рождественских украшений (елок, гирлянд, игрушек, Санта Клаусов и прочей мишуры) выпускается в Китае. В розницу, может, и недорого, но оптом... Многомиллиардная индустрия. Но в этом году многие компании стали меньше заказывать, а то и вовсе отказались от ранее сделанных заказов. А игрушки–то и прочие радости, к Рождеству отношения почти не имеющие (обувь, одежда и далее по списку), произведены! Что делать?


Один из способов, которым правительство решило бороться с «очень серьезной обстановкой», — повышать внутренний спрос. Кстати, в основном именно из–за слишком сильной ориентации на экспорт эта «обстановка» и стала такой серьезной. В общем, решили, что пора повернуться в полный анфас к внутреннему покупателю и немедленно создать общество потребления. «Тратьте! Тратьте больше!» — призывает правительство и снижает процентные ставки по вкладам, чтобы хранить деньги в сберкассе стало невыгодно. Бережливые китайцы (почти 6,8 трлн. долларов на вкладах, между прочим) вздыхают, но тратиться не спешат.


Зашли с другой стороны: начали кампанию «Бытовую технику — в деревню!» — в деревнях электротовары чуть ли не бесплатно раздают, чтобы поддержать отечественного (и не очень отечественного, но все равно здесь выпускающего) производителя. Но что делать с излишками тостеров, кофеварок и пылесосов, например? Ведь в Поднебесной не едят хлеб, в деревнях (700 млн. потенциальных потребителей) кофе не пьют и ковры на пол не стелют. То есть сначала этому нужно научить, а то получается, что предложение уже есть, а спрос еще не родился.


Так что с богатствами, предназначенными первоначально для Запада, нужно идти в город. Отсюда и распродажи. О скидках (50 — 80%, без дураков) заявили практически все люксовые и ведущие мировые брэнды, присутствующие в Пекине. Но если раньше после такого объявления в бутики «Луис Вюиттон» стояли очереди, то сейчас продавцы скучают — не идет покупатель. Бережет кровный юань. Потому что сегодня если не увольняют, то снижают зарплаты. И кто его знает, что будет завтра? В общем, не пошли и в городах рождественские украшения: распродажи на все, что угодно, — это да, это хорошо, но вот елки с игрушками, как говорится, не наше это, не китайское...


Рестораны в ужасе: скоро Новый год по лунному календарю (26 января, а все, что до этого, — от Запада), а столики еще есть! А ведь в прежние годы за пару месяцев до события все было заказано. А сейчас — ужас–ужас. Но (и это плюс) если у тебя есть деньги, то выбор стал куда больше. Французские рестораны — они, знаете, во всем мире дорогие. И если раньше в Пекине для среднего класса они были почти недоступны, то сегодня в пятизвездочном (по аналогии с гостиницами) ресторане можно съесть обед из трех блюд всего за 25 долларов. Но мне больше по душе дюжина свежайших пельменей за 74 цента в ресторане северной китайской кухни. И это даже не на распродаже — они всегда столько стоят.

 

Фото Михаила Пеньевского.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter