Накрыть противника с поличным

Почетный сотрудник госбезопасности Эрик Борич – о тайнах профессии разведчика

Почему пошел в чекисты?

Война началась для Эрика в самом юном возрасте — в 1943 году. Он тогда учился в военном училище. Но боевые действия не дали постичь науку в полной мере. Недоучившись, парень оказался на фронте.

Эрика Борича назначают радистом отдельной роты связи 212-го запасного стрелкового полка 11-й гвардейской армии. К концу Великой Отечественной появилась возможность продолжить учебу, и Эрик становится курсантом 2-го Астраханского военного пехотного училища.

На него обращают внимание чекисты, приглашают к себе на службу. В марте 1945-го он становится слушателем Саратовской школы «СМЕРШа» Наркомата обороны СССР.

Михаил Андреевич Борич — отец Эрика — боевую службу проходил на знаменитом крейсере «Аврора». А позже его приняли на работу во Всероссийскую чрезвычайную комиссию. Прослужил в органах ВЧК до конца своей жизни. Жизненный путь отца стал примером для сына.

От войны с бандитами к американскому тоннелю

Органы МГБ уделяли много сил и времени розыску скрывавшихся от возмездия немецких агентов, карателей, нацистских пособников, уголовников. Работы хватало. К тому же в западных областях Украины, Беларуси, в прибалтийских республиках действовали вооруженные банды.

Режим дня контрразведчиков в эти непростые годы был максимально напряженным, с оружием не расставались. Участие в крупных чекистско-войсковых операциях по ликвидации бандитизма требовало особых мер безопасности.

Со второй половины 1950-х годов Эрик Михайлович работал в Берлинском аппарате внешней разведки СССР, находившемся в составе Представительства КГБ СССР при МГБ Германской Демократической Республики. Располагалась в те времена она в берлинском пригороде Карлсхорст, где 8 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии.

Более двадцати лет Борич занимался информационно-аналитической работой. Каждодневный, напряженный труд, требующий глубоких профессиональных знаний, большого внимания, полной отдачи сил. Приходилось работать с громадными объемами информации на иностранных языках, фиксировать в памяти факты, события, имена. И при этом грамотно принимать управленческие решения…

В 1956 году связисты Группы советских войск в Германии обнаружили подземный тоннель, проложенный из американского сектора Западного Берлина к линиям связи группы советских войск в Германии и правительственной связи ГДР. В конце тоннеля размещался комфортабельный подземный бункер, оборудованный техникой американского и английского производства для подслушивания и записи информации. Поставив бункер, США праздновали проведенную ими шпионскую операцию как успешную.

Но «торжество» оказалось преждевременным.

В разработке плана американской операции участвовал представитель английской секретной службы Джордж Блейк, сотрудничавший с ПГУ КГБ СССР. Получая от него информацию, руководство советской внешней разведки знало о намерении «злоумышленников». Им была дана возможность осуществить вынашивавшийся замысел, чтобы накрыть врага с поличным.

Этим занимались Берлинский аппарат и военная контрразведка. Они принимали меры, чтобы не допустить утечки советских секретов, дезинформировали врага. Оперативная игра продолжалась более двух лет. А потом, неожиданно для противника, ему преподнесли «наглядный урок». Сотрудников Берлинского аппарата за успех в операции представили к государственным наградам.

Джорджа предали, но он бежал

К сожалению, сотрудничество Блейка с советской внешней разведкой завершилось провалом. И отнюдь не по его вине. В 1960 году на Запад перебежал полковник польской разведки Голеневский. Предатель передал сотрудникам ЦРУ секретную информацию. По его наводке английская контрразведка вышла на Блейка. Его в 1961-м арестовали и приговорили английским судом к 42 годам тюремного заключения. Считали наказание так: по году за каждого выданного Советскому Союзу английского агента.

Однако из заключения Блейк сбежал. Хотя побег из английской тюрьмы — дело далеко не простое. Тем не менее оно завершилось успешно. Он сумел найти людей, подготовивших условия и средства для преодоления тюремных барьеров. А потом заключенного укрыли в надежном убежище.

Пробыв там несколько недель, он вышел на волю и благополучно прибыл в Восточный Берлин, столицу ГДР. Обосновался в Советском Союзе и занялся научной работой.

Немцы маскировались под коммерсантов

Борьба спецслужб на территории Восточной и Западной Германии принимала новые формы. В Пуллахе, что под Мюнхеном, в штаб-квартире западногерманской Федеральной службы разведки (БНД) ужесточили меры безопасности, и поддерживалась высокая степень конспирации. А периферийные органы БНД — генеральные представительства — маскировались под коммерческие структуры.

Но советская внешняя разведка внедрила туда своих людей. Одним из них был Хайнц Фельфе — «Курт». Он служил на войне в политической разведке РСХА у самого Вальтера Шелленберга — одного из «героев» популярнейшего советского телесериала «Семнадцать мгновений весны».

Фельфе вычислил многих агентов западногерманской разведки в ГДР. К тому же «Курт» передавал ценную информацию о конспиративной структуре периферийных подразделений БНД. О пунктах, дислокациях и адресах генеральных представительств, учреждений.

Работал с переданными секретными материалами по БНД Эрик Михайлович. Он на собственном опыте имел возможность убедиться в важности и точности информации «Курта».

Чтобы развеять подозрения немцев, советская разведка инсценировала вербовки «Куртом» агентов, поставляющих «ценную информацию». Благодаря этому Фельфе зарекомендовал себя перед руководством БНД активным и способным работником. Более того, «Курта» повысили в должности: он возглавил реферат, осуществлявший контрразведывательную деятельность против СССР. Поэтому Фельфе имел прямой доступ к особо важной секретной информации, которую передавал СССР.

Но в 1961 году Хайнца арестовали и приговорили к 14 годам тюрьмы. Из-за предательства все того же Голеневского, который выдал Джорджа Блейка.

Советский Союз сразу предпринял попытки обменять Фельфе на арестованных в СССР и ГДР западногерманских агентов. Обмен состоялся в 1969 году. Фельфе вышел на свободу, проживал в ГДР и до объединения Германии работал преподавателем криминалистики в Гумбольдтском университете в Берлине. Он не купился на многомиллионные гонорары, которые предлагали ему американские и германские спецслужбы.

Разведчик ушел из жизни четыре года назад — 8 мая 2008 года в возрасте 90 лет…

О наемерениях развалить Союз знали, только мер не принимали

В советские годы деятельность Представительства КГБ СССР протекала в тесном контакте с МГБ ГДР. Следует признать, что внешняя разведка МГБ ГДР отличалась высоким профессиональным уровнем и добивалась весьма значительных успехов. Она располагала ценными источниками информации в высших правительственных сферах ФРГ, в том числе в близком окружении федерального канцлера Брандта, а также в командных структурах штаб-квартиры НАТО в Брюсселе.

Материалы, поступавшие от внешней разведки МГБ ГДР, получали высокую оценку в Центре. К сожалению, накануне развала СССР руководство Центра нередко игнорировало ценную разведывательную информацию. Великую державу раздробили.

Эрик Михайлович вернулся из немецкой загранкомандировки и работал на Высших курсах КГБ СССР (ныне ИНБ Республики Беларусь). За рубежом он долгие годы был на переднем крае тайной войны, в соприкосновении со спецслужбами противника, и имел возможность всесторонне изучать их деятельность. Накопленные богатейший опыт и знания передал молодежи.

После преподавательской деятельности Эрик Михайлович переходит в группу по реабилитации жертв политических репрессий КГБ Беларуси. Были пересмотрены хранящиеся в архиве КГБ уголовные дела. При этом реабилитация не распространялась на лиц, чья преступная деятельность была полностью доказана. Сюда входили военные преступники, каратели, полицейские, нацистские пособники. Вместе с тем удалось восстановить справедливость в отношении тысяч необоснованно осужденных людей, которым было возвращено честное имя.

Оценивая свой пройденный жизненный путь, ветеран войны и внешней разведки отмечал: «Получилось так, что в общей сложности я посвятил службе в органах государственной безопасности более 50 лет. Представители трех поколений нашей семьи непосредственно участвовали в обеспечении безопасности государства.

Я всегда рассматривал свою службу как исполнение долга перед страной, своим народом и имею полное право гордиться тем, что мне была доверена важная и ответственная служба по обеспечению государственной безопасности Родины».

Дмитрий СМИРНОВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter