Сельчанка на презентации купила в долг очень дорогую, но не нужную ей вещь

Накидка фокусников

Пелагею Николаевну Копосову, пенсионерку, жительницу деревни Ирдица Быховского района пригласили на маркетинговое мероприятие по мобильному телефону. Обещали хорошие товары, привлекательные цены, сюрпризы, подарки. Вместо этого покупательница сейчас каждый месяц выплачивает полпенсии за покупку, которую не знает, где применить.


Копосова сейчас сокрушается:

— Теперь задаюсь вопросом: откуда они узнали мой номер телефона, имя-отчество и, предположительно, возраст? Ведь среди приглашенных, как я позже выяснила, были в основном представители старшего поколения. 

Собрание проходило в одном из быховских ресторанов. Организаторы мероприятия назвались представителями иностранной фирмы, имеющей филиал в Минске. После краткого обзора предлагаемых новинок была лотерея. Пелагее Николаевне “выпала честь” вытягивать бумажки из баночки. Выиграла она, конечно, не приз, а всего лишь право купить гидромассажную накидку на кресло со скидкой. “Ведущие действовали со страшным напором, не было времени ни подумать, ни взвесить свои возможности”, — вспоминает женщина. В итоге обычную довольно невзрачную накидку, работающую от электричества в семи режимах и стоящую якобы 4657 рублей, счастливице продали за 3260. Выгода очевидна? Вот так показалось и сельчанке. К тому же дополнительно к покупке вручили и подарки — недорогие подушку, одеяло, часы. 

Конечно, такой суммы у Копосовой не оказалось, и тогда ей услужливо дали возможность оплатить первый взнос — 1500 рублей — на месте, а остальное равными частями в течение года. Кстати, денег на презентацию женщина вообще с собой не брала, но и здесь нашелся выход: водитель фирмы посадил покупательницу в машину и они поехали к ней домой за сбережениями. А дома хранилась тысяча рублей, больше не было, и организаторы презентации согласились первый взнос уменьшить. Позже у несчастной многие спрашивали, зачем она хранила эту тысячу дома, а не на банковском счете или на карточке. Но ведь сегодня это не так уж много — около 500 долларов — некоторые носят гораздо больше в кошельках ежедневно. 

После оплаты первого взноса покупательнице вручили товар, чек, паспорт на изделие, гарантийный талон и договор на рассрочку. Ну и еще, как и обещали, — несколько недорогих подарков. 

Только вечером, дома, рассмотрев свою “удачу” со скидкой, Пелагея Николаевна поняла, что накидка и близко таких денег не стоит. Да и непозволительно дорогая для нее это вещь. Ведь пенсия у сельчанки 367 рублей, из которых почти половину нужно платить фирме ежемесячно в течение целого года. 

Дочка успокоила мать, сказав, что согласно Закону о защите прав потребителей, любую качественную вещь можно вернуть в течение 14 дней со дня приобретения. Но, увы, все оказалось не так просто. Телефон “филиала иностранной фирмы” в Минске не отвечал. В ресторане, где проходила презентация, также не помогли, объяснив, что эти люди просто арендовали зал с почасовой оплатой и владельцы точки общепита ничего о них не знают. Кстати, в подписанном сельчанкой договоре в качестве продавца выступало не то предприятие, которое было указано в розданных на мероприятии проспектах (хотя обе компании были зарегистрированы в Минске по одному адресу). Но все телефоны молчали.

Пелагея Николаевна обратилась к юристам и услышала малоутешительный ответ: такой товар назад не примут, если он качественный. Есть перечень вещей, не подлежащих обмену и возврату. В частности, злополучная накидка питается от сети переменного тока, на нее распространяется гарантия. Если сломается — можно побороться, а если будет работать — бесполезно. Конечно, можно попытаться разыскать фирму в Минске, но, вероятнее всего, там в беседы пускаться не будут. Бесполезно обращаться в милицию и налоговую — конечно, покупка невыгодная, но ведь никто не заставлял ее делать, с виду все открыто и прозрачно. Если же перестать выплачивать рассрочку, деньги будут высчитывать в принудительном порядке через суд или нотариуса. Вот так легко попасть под маркетинговый гипноз и приобрести бесполезную в хозяйстве вещицу, да еще и остаться должной. Делать покупки с выгодой для себя — это большая наука. Ничуть не менее важная, чем зарабатывание денег.

МНЕНИЯ

Василий Черный, председатель Могилевской городской организации защиты потребителей:

— Чисто по-человечески Пелагею Николаевну, конечно, жалко, но помочь ей очень не просто, почти невозможно. Мы узнали в базе данных, что фирма, продавшая ей накидку, зарегистрирована сравнительно недавно, в середине этого лета. В реестре лжепредпринимателей это юридическое лицо не состоит, товары продает по договорным ценам. Все документы у учредителей в порядке — разрешения на выездную торговлю, кассовые чеки. Они предоставляют рассрочку не банковскую, а от своей фирмы, через зачисление на их счет. Занимаются торговлей через презентации обычно люди, хорошо подготовленные, обученные, владеющие манипулятивными технологиями, умеющие навязать свой товар, пока человек не опомнился, не ознакомился досконально с договором. И все же силой делать покупки они никого не заставляют: не принуждают, не угрожают, не отбирают деньги, люди становятся их жертвами добровольно. 

Конечно, есть у них и помощники — кто-то же продает им базы с телефонами пенсионеров — молодых они беспокоят редко. Поражает их осведомленность — знают о своем потенциальном покупателе все, включая день получения пенсии, часто звонят накануне. В последнее время перемещаются в малые города и деревни — в крупных городах люди уже с недоверием относятся к подобным презентациям. 

Считаю, с такими бизнесменами нужно бороться, но для этого требуются поправки к законам. К примеру, с 1 мая платежи по банковским кредитам на потребительские нужды не должны превышать 40% от среднемесячного дохода клиента. Фирмы же пока не обязаны изучать платежеспособность своих покупателей, чем они и пользуются. На мой взгляд, в этом направлении нужно поработать. Еще один момент: на презентациях должны присутствовать представители всех поколений, а не только более внушаемые пенсионеры — но как заставить работать это правило? Невозможно запретить дееспособному человеку, пусть и очень пожилому, посещать какое-то мероприятие, на это он только обидится. 

И все же настоятельно советую представителям старшего поколения не ходить на презентации без сопровождения более молодых родственников, да и вообще стараться обходить стороной подобные мероприятия: сегодня любой товар можно купить в магазине, на рынке, в интернете, предварительно изучив его свойства, сравнив с аналогами. 

Елена Исакова, старший помощник прокурора Могилева:

— Конечно, распространители сегодня — профессионалы, ходят по квартирам, звонят по телефонам. Они очень тонкие психологи: знают, на какие чувства надавить. К примеру, если человек сомневается, хочет посоветоваться с родными по поводу покупки, деланно удивляются: “Неужели вы сами не вправе принять решение? Неужели вы не заработали, не заслужили понравившейся вещи?!”. Часто их жертвы попадались на том, что боялись показаться бедными, не хотели, чтобы кто-то заметил, что у них не хватает денег на дорогостоящее приобретение. Этим распространители умело пользуются. Если представители фирмы пришли к вам в квартиру или позвонили, лучше всего резко обрывать с ними всякие разговоры, быть решительным и жестким. Потому что, как только беседа завяжется, у них всегда найдутся веские аргументы. 

А с точки зрения закона они действительно имеют право продавать свой товар за любую цену, а покупатели вправе соглашаться или отказываться. Конечно, со временем все навязчивые фирмы приобретают плохую репутацию, вынуждены закрываться, менять реквизиты, но тем, кто попался на их удочку, годами выплачивает деньги за ненужную покупку, от этого, конечно, не легче. 

Многие спрашивают, откуда они берут номера наших телефонов? Увы, даже это иногда происходит вполне законным способом. Люди сами оставляют свои данные на дегустациях, в магазинах, в интернете. Иногда распространители просят нас оставлять телефоны своих знакомых. С передачей посторонним своих и чужих личных данных тоже нужно быть очень осторожными. 

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter