Нагрузка на квадратный метр

Жилищное строительство прибавляет год от года...

Жилищное строительство прибавляет год от года. Сегодня речь идет о вводе в строй 7,5 миллиона квадратных метров, а это практически на 800 тысяч «квадратов» больше прошлогоднего. Но станут ли новостройки доступнее? В борьбе за удешевление квадратного метра, считают эксперты, стоит учитывать и немалые теневые обороты, которые существуют в строительстве и реально влияют на конечную цену квартирного вопроса для каждого потенциального новосела.


Что происходит на рынке строительных услуг, какие «серые» и «черные» схемы кроются за фасадами зданий, почему не искоренено лжепредпринимательство? Комитет госконтроля поставил вопросы, которые в полном смысле слова «дорогого стоят». На днях на совещании в Мозыре эту проблему исследовали с участием представителей Министерства архитектуры и строительства, Министерства по налогам и сборам, областных властей, строительных организаций.


Скандал, разразившийся год назад на Гомельском домостроительном комбинате, сейчас видится уже не досадным эпизодом, а неким штрихом к наметившемуся явлению. Тогда были арестованы директор ДСК, а также руководитель одного из управлений местного треста и его подчиненный. Схема выкачивания денег выглядела так: комбинат разместил в упомянутом управлении «заказ» на демонтаж объекта, тот, в свою очередь, нанял субподрядчика — подставную фирму. Работ на самом деле не было. Зато была обналичка денег, перечисленных за демонтаж, — 60 миллионов рублей. Понятно, чьих карманов ради...


Или другой случай. Финансовая милиция Комитета госконтроля не так давно возбудила уголовное дело в отношении двоих руководителей минской строительной организации. Те привлекали субподрядчиков при выполнении строительно–монтажных работ более чем на 20 государственных предприятиях. Только по этому уголовному делу бюджет потерял около 1,8 миллиарда рублей.


Не открытие, что строительство всегда было привлекательной сферой для корыстных манипуляций. Благодатная почва отрасли во многом объясняется сложностью расчетов, в которых профессионал легко найдет коридор, ведущий к личному обогащению. Виктор Костюченко, начальник управления департамента финансовых расследований КГК Гомельской области, опираясь на региональную статистику, вынужден констатировать, что в строительстве, наряду с торговлей, наиболее часто используются липовые структуры. Миссия последних заключается в том, чтобы вывести из–под налогообложения энные суммы и обратить их на пользу заинтересованных лиц. Пути — фиктивные договоры субподряда и акты приемки реально не выполнявшихся работ, недобросовестное посредничество для завышения стоимости материалов...


Около восьми лет назад финансовая милиция КГК Гомельской области первой в стране вытянула на свет модель «подрядчик — лжеструктура». По словам Костюченко, схемы тогда были простые. Для примера, директор коммерческой фирмы поручал своим рабочим выполнить некие объемы, а потом списывал их на подставных партнеров. Сейчас, однако, в цепочку включаются «серые», «черные» и прочие теневые гаммы незаконного происхождения:


— Порой в этой схеме доходит до пяти структур, — знакомит с последними тенденциями представитель регионального УДФР. — Первая, вторая, третья — действующие предприятия, а четвертая–пятая в цепочке уже фиктивные, существующие только на бумаге.


Подобный негатив сегодня отмечают и налоговики. Заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко не ручается, что даже самые передовые предприятия и организации стройкомплекса сегодня не связаны с фиктивными фирмами.


— Они могут об этом и не знать, — открывает он реальное положение дел. — Однако если при проверке будет выявлена «недоброкачественная» сделка, субъект хозяйствования пострадает.


Проверив за минувший год 544 строительные организации Минска, в 63 случаях налоговики обнаружили фиктивных субподрядчиков. Заниженная выручка достигла 9,5 миллиарда рублей. Тем временем в столице были выявлены 124 строительные организации, где числился... один работающий.


Вопрос дня, считают в КГК, — сделать все, чтобы исключить подобные схемы в принципе. Здоровые идеи уже есть. Например, сделать доступным список фиктивных структур — закрытых, находящихся в стадии ликвидации, замешанных в уголовных делах... Ознакомившись с ним на сайте, заказчики и генподрядчики будут понимать, с кем заключают договоры. Если же и это знание не станет предостережением, не исключено применение штрафных санкций. Среди предложений и перемены в законодательстве. Ввести, например, ответственность для руководителей за сохранность документации. Поскольку практика показывает: когда дело доходит до криминала и появляются проверяющие, бухучет внезапно или подмокает до неузнаваемости, или сгорает...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter