Наезд на жемчужину.

Озеро в частных руках: как совместить коммерческие интересы с природоохранными Озеро Кромань называют жемчужиной Налибокской пущи. Если взглянуть на него с высоты, кажется, что огромным циркулем кто-то начертил почти правильный круг посреди густого леса и наполнил его водой. Долгое время местные жители не могли измерить глубину Кромани. Не было у сельчан таких веревок, которые достали бы до дна. Но тайну удалось раскрыть. Самая глубокая точка — 27 метров. Глядя на это небольшое лесное озеро, сложно поверить, что в нем может полностью скрыться трехэтажный дом.

Озеро в частных руках: как совместить коммерческие интересы с природоохранными

Озеро Кромань называют жемчужиной Налибокской пущи. Если взглянуть на него с высоты, кажется, что огромным циркулем кто-то начертил почти правильный круг посреди густого леса и наполнил его водой. Долгое время местные жители не могли измерить глубину Кромани. Не было у сельчан таких веревок, которые достали бы до дна. Но тайну удалось раскрыть. Самая глубокая точка — 27 метров. Глядя на это небольшое лесное озеро, сложно поверить, что в нем может полностью скрыться трехэтажный дом.

Прорубили окно в природу

Еще десять лет назад о Кромани мало кто знал, до ближайших деревень Прудище и Дужее полем отсюда более 10 километров. Заезжих же туристов озеро не сильно интересовало — оно слишком дикое для массового отдыха. К нему вплотную подступает лес, а берега сплошь покрыты осокой. Купаться и рыбачить удобно лишь на небольшой части берега, где лес расступился на каких-то 30—40 метров. Это место и присмотрела семь лет назад минская фирма “АнализХ”, решив организовать здесь рыболовно-туристический комплекс. С этого момента и началось активное освоение туристами дикого места.
Озеро взяли в аренду, построили на его берегу десять домиков для рыбаков. Зарыбили водоем и организовали платную рыбалку. Бизнес постепенно развивался, и сейчас в нескольких десятках метров от берега можно наблюдать настоящий рыболовно-туристический комплекс, состоящий из небольших домиков и коттеджей. Одновременно в них могут разместиться более 100 человек. Арендаторы создали все условия для рыбалки и отдыха на природе: в домиках — необходимые удобства, на озере оборудовали специальные мостики для рыбаков, организовали прокат удочек и снастей. А метрах в 30 от берега появились даже специальные деревянные площадки для тех, кто желает порыбачить на глубине. Не так давно подвезли песок и обустроили пляж для отдыхающих. До этого берег лесного озера был покрыт черноземом, и выйти чистым из воды было большой проблемой.

Запретный плод слаще?

Любители отдохнуть на природе обрадовались таким изменениям, и на Кромань началось настоящее нашествие туристов. Сюда приезжают семьями, с друзьями, в одиночку и даже группами на машинах, велосипедах, мотоциклах. В выходной день пляж по обилию купающихся мало чем уступает морскому. Можно было бы только радоваться такой востребованности озера. Вот только самому водоему от экспансии туристов пользы мало...
Дело в том, что Кромань находится в самом сердце заказника республиканского значения “Налибокский”. Отдыхать здесь можно лишь при соблюдении определенных правил пребывания на особо охраняемой природной территории. Об ограничениях, которые необходимо соблюдать, читаем на информационном щите, расположенном на подходе к озеру Кромань. Крупным шрифтом: “ЗАПРЕЩАЕТСЯ разводить костры, ставить палатки, оставлять мусор, въезжать на территорию на машинах...” Что же видим на самом деле?

Десятки машин заползли капотами буквально на пляж, другие, минуя уже занятую “парковку” на траве, едут в глубь леса, игнорируя запрещающие аншлаги, дорожный знак “Стоянка запрещена” и все “нормы” совести. В результате там, где еще несколько лет назад росла трава, сегодня — плотно укатанные дороги ведут к многочисленным “укромным местечкам”, расположенным вдоль всего берега.
На одной из таких “полян” припарковано аж три машины.
— Вы в курсе, что въезд на территорию республиканского заказника на машине запрещен? — спрашиваю у первого попавшегося водителя. — И костер здесь тоже нельзя разжигать...
— Это вблизи 30 метров от воды парковаться нельзя, а мы, как видите, аккуратно поставили машины в лесу. А костер... Как же его не разжигать? Нужно же как-то шашлык пожарить, не сырым же его есть?..
Прежде чем попасть к этому красивому месту у самого берега, туристы проехали три запрещающих знака. Не заметить их водители просто не могли. Не остановил их и шлагбаум, установленный фирмой “АнализХ”, и пункт охраны арендатора, буквально преграждающий путь на территорию заказника.

“Не в нашей компетенции...”

После таких визитов вдоль берега и в лесу остаются поломанные на дрова деревья, мусор, который отдыхающие не считают нужным убрать за собой даже в заказнике, куда они и въезжать-то не должны были. Судя по разъезженности дорог вокруг озера, визиты отдыхающих с автомобилями на особо охраняемую природную территорию здесь уже давно вошли в практику. Не отрицают наличие проблемы и арендаторы озера, но смотрят на нее со своей “колокольни”.
— Отдохнуть на Кромань приезжают граждане из самых разных городов — Ракова, Ивенца, очень много минчан. Большинство из них не пользуются услугами нашего туристического комплекса (платная рыбалка, аренда домиков, лодок, катамаранов, снастей), — поясняет директор фирмы “АнализХ” Евгений Рахманько. — По сути, люди отдыхают самостоятельно, и проследить за ними очень сложно. Запретить въезжать на территорию заказника мы не имеем права — это не наша собственность, мы лишь арендуем озеро и небольшой участок земли, где расположена сама база. Составить протокол за парковку в неустановленном месте, разжигание костра или установку палатки в Налибокской пуще мы тоже не можем — это компетенция природоохранных служб. Наша охрана имеет право составить протокол только в случае нарушения правил рыбной ловли, что мы и делаем.
Территория туристической базы огорожена забором, здесь на самом деле нет и намека на мусор. Выходим за ворота, проходим по лесу вдоль берега и буквально через пятьдесят метров снова встречаем машины, припаркованные в тени деревьев. Возникает вопрос: как удалось отдыхающим проехать пост контроля арендатора озера?
— Мы заплатили 20 тысяч в кассу за рыбалку на сутки и свободно проехали на территорию заказника. Нам никто и слова не сказал, что двигаться по этой лесной дороге запрещено, — объяснил неписанные правила отдыхающий из Ракова.

Нет худа без добра

Местные жители вспоминают, что до того, как озеро взяли в аренду, проблем с мусором и нашествием автомобилей не было. Кто-то недоволен тем, что рыбалка для всех стала платной. Но произошли и положительные изменения.
 — Когда мы только начали развивать свой бизнес, по периметру всего берега Кромани стояли браконьерские сети, ночью сверкали “электроудочки”, — рассказывает Евгений Рахманько. — Пришлось создать собственную службу охраны из шести человек — это больше, чем на всех озерах района вместе взятых! И сегодня я с уверенностью могу сказать, что мы отбили охоту заниматься браконьерством на Кромани.
Подтверждают это и местные природоохранные службы. По словам заместителя начальника Столбцовской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Григория Короткевича, арендатор старается соблюдать природоохранное законодательство, хотя нарушения встречаются. К примеру, в период нереста перегородили речку Блюшку, через которую из озера уходила рыба, чтобы отложить икру. Но после предписания преграду сразу же сняли.
— Грубых нарушений природоохранного законодательства арендаторы не допускали, наши предписания они выполняют своевременно. Что касается мусора, фирма-арендатор должна убирать его на прибрежной полосе и прилегающей территории. Она же должна контролировать въезд транспорта через пункт контроля, — отметил начальник Столбцовской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Геннадий Колосовский.

Не частный случай

Вроде бы все обязанности распределены. Есть природоохранные службы, есть арендатор, который тоже должен быть заинтересован в порядке. Но есть ли сам порядок? Невольно возникает вопрос: эффективно ли используется особо охраняемая природная территория? Наверное, не будь здесь рыболовно-туристической базы, это уникальное место так и осталось бы в тени — отдыхать здесь могли бы лишь единицы. Во всем мире рациональное использование таких мест для туризма считается одним из наиболее эффективных способов их охраны. Но реклама привлекает и недобросовестных отдыхающих, нередко настоящих браконьеров.
Очевидно, что без активной помощи природоохранных служб арендатору порядок не навести. К примеру, как бороться с нарушителями, если частная фирма не может выписать им даже штраф? Конечно, можно вызвать инспекторов из Столбцов, но есть ли смысл ехать за 60 километров ради брошенной кем-то бумажки или парковки в неустановленном месте? Есть вариант снять нарушение на фотоаппарат и отправить данные в инспекцию, но это почему-то не практикуется. При активной совместной работе государственных природоохранных служб и частных арендаторов в борьбе с нарушителями польза была бы не только природе, но и бизнесу. Ведь отдыхать в чистом и обустроенном месте куда приятнее, чем среди мусора. В противном случае, есть ли смысл в коммерческой деятельности, если она идет во вред таким уникальным местам, как озеро Кромань.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter