Четырехмиллионный трактор выпущен холдингом «МТЗ».
Неприхотливые и надежные железные лошади белорусского производства трудятся не только на родине, но и полях 120 стран мира. В минувшем году Минский тракторный завод увеличил экспорт почти на четверть по сравнению с 2020-м, темп роста составил 124,1 процента. Работать за границу отправились более 36 тысяч тракторов и машин. При этом в страны дальнего зарубежья в прошлом году поставлено продукции на 41,6 процента больше, чем в позапрошлом. Существенно увеличились поставки на Кубу, в Египет, Пакистан. Несмотря на непростые отношения с Европейским союзом, МТЗ удалось нарастить присутствие на рынках Венгрии, Польши, Румынии. Ну а на постсоветском пространстве в лидерах по объему, конечно, Россия — туда уехало свыше 13,5 тысячи единиц техники. В Украину продано 6,2 тысячи тракторов, в Казахстан — 4,1 тысячи.
— В мае 1946 года, когда страна еще не оправилась от ран войны, было принято решение о создании в Минске тракторного завода. Спустя два года появились корпуса, а еще через год — первая опытная модель колесного трактора. В советское время предприятие динамично развивалось. Это известная всем техника МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-80, МТЗ-82. В 1975-м трактор МТЗ-80 был признан лучшим трактором Советского Союза, а на знамени завода появились ордена Ленина и Октябрьской революции, — провел небольшой экскурс в историю Игорь Сергеенко, Глава Администрации Президента. — Предприятие было известно в 100 странах мира, это являлось серьезным достижением. Но в начале 1990-х мы столкнулись с угрозой развала предприятия. Знаковым было посещение завода в 1995 году Главой государства. Было принято решение оказать МТЗ поддержку. Сейчас здесь создана мощная производственная база. В последние годы ежегодно появляется новая техника — от малогабаритной до мощной. От техники Минского тракторного завода зависит развитие агропромышленного комплекса, наша продовольственная и национальная безопасность.
— Мы сейчас находимся в ситуации, когда не можем произвести столько, чтобы удовлетворить потребности покупателей. Поэтому стратегия развития МТЗ до 2030 года подразумевает масштабную модернизацию. Модификаций тракторов очень много, а серийный конвейер, который стоит на заводе, не позволяет оперативно менять линейку техники. А ведь мы подошли уже к абсолютно иному уровню, когда для точного земледелия требуется закладывать в трактор программный продукт, интеллектуальные системы.
Выступление Петра Пархомчика, министра промышленности, заводчане восприняли очень тепло, ведь и сам он, и его отец трудились на МТЗ.
— Уверен, что самым сложным и почетным является именно четырехмиллионный трактор, — заявил Петр Пархомчик. — Потому что создан он в суверенной Беларуси. А ведь большинство тракторных заводов после развала СССР прекратили производство. Мы же не только выжили, мы состоялись. За короткий период создана уникальная широкая линейка тракторов, начиная от самого маленького, всего в шесть лошадиных сил, и заканчивая мощными. И на этом МТЗ не собирается останавливаться. Скоро трактором будет управлять не человек, а интеллектуальные системы. Да, выпустить пятимиллионный трактор будет сложно: рынки сужаются, ведется жестокая и несправедливая борьба за них. Но мы сильны тем, что едины!
Гендиректор ОАО «МТЗ» Виталий ВОВК вручает ключи трактористу-машинисту СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района Николаю ДАРЕЧКИНУ.
Ключи от юбилейного трактора Виталий Михайлович вручил трактористу-машинисту сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз «Родина» Белыничского района, заслуженному работнику сельского хозяйства Николаю Даречкину.
— Это большая честь для меня! Спасибо за доверие! Благодарю за труд, профессионализм и заботу о тружениках села. Из многолетнего опыта работы с уверенностью могу сказать, что ваши тракторы надежные, современные, комфортные. Работают они качественно, позволяют в срок выполнять все виды сельскохозяйственных работ, — авторитетно высказался опытный механизатор.
В сотрудничестве с НАН создана машина на электроприводе.
Что ж, не поспоришь с тем, что развитие агропромышленного комплекса идет прямо пропорционально развитию продукции МТЗ. Не было бы у нас такой техники — и сельскому хозяйству не удалось бы достичь высоких результатов. Тем не менее конструкторы, инженеры не останавливаются на достигнутом: в сотрудничестве с НАН создана машина на электроприводе, проведены испытания беспилотного трактора. Так что впереди — новые высоты и достижения.