Владимир Самсонович: «Кадры закрепляются там, где созданы для них условия»

До начала вступительной кампании в вузы остается меньше года. В октябре — первый этап репетиционного тестирования. Одиннадцатиклассникам, кто еще не знает, кем стать, пора бы уже определяться. Начальник главного управления образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Владимир САМСОНОВИЧ рассказал «СГ», сколько парней и девушек в этом году выбрали для себя стартом в жизни вузы аграрного профиля, какие преференции дает целевой договор. Кто и как помогает закрепиться на новом месте работы и от чего зависит КПД молодого специалиста?


— Владимир Алексеевич, позади вступительная кампания-2019. В этом году 11-е классы окончили 55,4 тысячи человек, а это почти на три тысячи меньше, чем в прошлом. Ощутили это на себе аграрные вузы и колледжи? 

— Если анализировать результаты вступительной кампании этого года, то на дневную форму обучения принято около 2,7 тысячи студентов и более 4 тысяч учащихся — в аграрные колледжи. Конкурс в этом году в вузы составил 1,3 человека на место, в колледжи — 1,2. И эти цифры действительно несколько ниже, чем в 2018-м, — 1,4 и 1,3 соответственно. Тем не менее контрольные цифры приема в аграрные вузы не уменьшались. Ежегодно они пересматриваются с учетом качественного состава кадров сельхозорганизаций, их сменяемости, строительства новых, модернизации действующих производств. Цифры корректируются в сторону наиболее востребованных специальностей за счет сокращения тех, на которые падает спрос на рынке труда. В основном увеличиваем прием на зоотехнию, ветеринарную медицину и агрономию. 

— Сегодня вырастить, обучить своего специалиста дорогого стоит в прямом и переносном смысле. Что касается целевого набора, казалось бы, здесь обоюдный интерес как у будущего работника, так и нанимателя. 

— Без кадров коровы не доятся, поля не обрабатываются, не запускаются сложные машины и механизмы. И мы понимаем, надо больше привлекать молодежь, особенно сельскую. Целевой набор — важнейший элемент подготовки кадров для отрасли. Глава государства неоднократно обращал внимание на необходимость совершенствования работы по подбору профессионально ориентированных абитуриентов, знакомых с укладом жизни на селе, производством. Необходимо повышать эффективность профориентации, учитывать обеспеченность специалистами конкретных организаций. И определяющая роль здесь принадлежит целевой подготовке. Это дает возможность заказчику еще до поступления в вуз заключать с абитуриентами договоры, устанавливать доплаты к основной стипендии, другие стимулирующие меры. Сельхозорганизации принимают участие в прохождении производственной, преддипломной практики. Решают проблемы закрепления молодых специалистов. Так, благодаря целевой подготовке многие предприятия давно и успешно решают вопросы обеспечения специалистами. Это и СПК «Новые Стайки» Ивацевичского района, ОАО «Глубокский комбикормовый завод», ОАО «Гранит-Агро» Дятловского района, ОАО «Александрийское» Шкловского района и другие.

Среди бонусов для целевиков — стимулирующие доплаты. Причем здесь все зависит от стараний студента. Одна надбавка, если учишься на шестерки, другая — на семерки… На девятки идешь? Получи еще больше! Хозяйства, заинтересованные в подготовке специалистов и их дальнейшем закреплении, устанавливают ежемесячные доплаты к основной стипендии в размере от 125 до 175 рублей. Например, в ОАО «АгроНива» Каменецкого района, ОАО «Приозерный мир» Шумилинского района, РУСП «Массоляны» Берестовицкого района, ОАО «Крупский райагросервис» Крупского района, ОАО «Октябрь-Березки» Хотимского района. Применяются и другие формы стимулирования: гарантированное предоставление жилья после окончания учебы, возмещение расходов по его найму, оплата коммунальных расходов за счет средств хозяйства и другие. 

Современное сельское хозяйство с его технологиями, инновациями, объемами производства диктует свои условия: кадры должны обладать универсальными знаниями. Сельхозорганизации с учетом потребностей производства в период обучения в вузе к основной программе подготовки для своего специалиста могут организовать дополнительную по узким профильным направлениям. Например, в университете готовим специалиста биологического профиля — ветврача, зоотехника, агронома. Но можем с учетом базовых знаний дать более углубленные в области воспроизводства, проблематики опорно-двигательной системы, карантина и защиты растений и другие. Если это актуально для хозяйства, где он будет работать. В таком случае со студентом дополнительно будут заниматься высококвалифицированные педагоги. Когда-то такую практику начали применять в ОАО «Беловежский», а сейчас уже на многих крупных предприятиях. Такие подходы помогают обеспечению квалифицированными специалистами. 

— Сегодня много говорится о том, как сделать так, чтобы молодой специалист надолго «бросил якорь» после распределения в том хозяйстве, в которое пришел, в котором его уже многому научили…

— Определяющее значение имеет создание комфортных условий для работы и проживания. И это необходимо делать постоянно. Важно, чтобы каждый молодой специалист понимал, что его работа в сельском хозяйстве не менее престижна, чем в других отраслях. 

Действует целый ряд нормативных правовых актов, направленных на закрепление кадров на селе. Это указы Главы государства и постановления Правительства по вопросам оплаты труда, предоставления льготных кредитов молодым специалистам на приобретение домашнего имущества и товаров первой необходимости, отсрочки от призыва на срочную военную службу на период работы на территории радиоактивного загрязнения, обеспечения жильем.

Направленным в сельхозорганизации выпускникам вузов и колледжей производятся доплаты к зарплате (в общей сложности первые пять лет работы). Это 2 тарифные ставки первого разряда — первые два года работы по распределению, а следующие три года — 3 тарифные ставки. Увеличен и срок погашения долга по льготным кредитам, переведенным сельхозорганизациями на граждан, которым жилой дом (квартира, жилое помещение) предоставлен для проживания. Практика показывает, что руководители на местах используют возможности, предоставленные законодательством для решения социальных, бытовых, других проблем, которые возникают у молодых специалистов. 

— Заложить зерно еще за школьной партой… В прошлом году в Беларуси открылись агроклассы. Бонус для тех, кто их окончил, — поступление в аграрные вузы без экзаменов. Сколько школяров сделали свой шаг в профессию? 

— Решение об открытии профильных классов аграрной направленности принято Минсельхозпродом совместно с Мин­образования в конце 2017 года. По нашему мнению, это помогает привлечь в аграрные вузы молодых людей, которые осознанно избрали специальности сельхозпрофиля. По сути, в образовательном процессе агрокласс — самое первое звено, которое даст возможность определиться с выбором профессии. А хозяйствам, в свою очередь, отобрать абитуриентов для обучения на условиях целевой подготовки по востребованным специальностям. В прошлом году для десятиклассников открылось 202 таких класса. В них занимаются 1187 ребят. Первый выпуск состоится в 2020 году. Сегодня идет набор в новые агроклассы. Надо понимать, что некоторые ученики, их родители сами еще недостаточно хорошо ориентируются в этом вопросе. Поэтому ставлю задачу, чтобы в школы приезжали представители университетов, академий, заказчиков кадров и проводили профориентационную работу, объясняли, какие возможности дает целевая подготовка. Какие гарантии и льготы получит такой выпускник при поступлении в вуз на сельскохозяйственные специальности, а молодой специалист — после его окончания. В этом плане хотелось бы отметить Гродненщину. Областной институт развития образования, школы и аграрные вузы активно проводят работу в этом направлении.
 В то же время областями еще недостаточно эффективно используются возможности целевой подготовки. В 2019 году план приема в аграрные вузы выполнен на 70 процентов. Брестской областью — на 81, Витебской — на 65, Гомельской — на 82, Гродненской — на 76 и Могилевской — на 58 процентов. С учетом задач, стоящих перед отраслью и конкретными сельскохозяйственными организациями, решение вопросов кадрового обеспечения должно стать приоритетным направлением работы каждого руководителя хозяйства. Все условия для этого государством созданы. 
— Давайте расскажем тем ученикам, кто задумывается, идти или не идти в агрокласс, в чем же будет фишка обучения?

— Разработана учебная программа факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» на 140 часов для 10–11-х классов, которая рассмотрена и одобрена Министерством образования. Специально для учителей школ, которые ведут занятия в таких классах, вузами подготовлен электронный учебно-методический комплекс «Введение в аграрные профессии», где не только конспект каждого занятия, но и готовая презентация, обучающее видео. Например, химию ребята изучают на уровне химических процессов в растениях и организмах животных, ветеринарии. Особенности есть и по другим предметам. Кроме того, за школами у нас закреплены хозяйства, которые можно назвать своего рода практическими площадками. На их примере показываем техническое обеспечение производства, процессы получения продукции животноводства, растениеводства. Причем стараемся представить лучшее, что сегодня есть. Ученик видит, моделирует, решает: что я буду иметь, как трудиться. А кто-то, может, и разочаруется, поймет, что не его это призвание. И в этом тоже плюс. Пусть лучше определится еще в школе, чем тогда, когда поступит в вуз, а государство потратит деньги на его обучение, он займет чье-либо место, и в конечном итоге мы не получим специалиста. Пройдя обучение в агроклассах, такой ученик сможет без вступительных экзаменов идти в вуз на целевую подготовку. Конечно, при этом школьный балл по профпредметам у него должен быть не ниже семи. 

Порой спрашивают: в чем плюс такого формата? Прежде всего это помогает учащимся изучить, проанализировать ситуацию в аграрном производстве, определиться с будущей профессией, а после окончания вуза гарантированно получить работу в выбранной сельхозорганизации, причем расположенной в знакомой местности. Такие ребята, придя в хозяйство, быстрее адаптируются, лучше закрепляются, соответственно, уменьшается стресс-фактор. И тогда КПД такого специалиста больше.

С 2011 года в аграрных вузах мы пере­шли на систему практико-ориентированной подготовки. Такой подход важен не только для студента, но и для будущего работодателя. В учебных планах практическая составляющая в среднем увеличилась с 35 до 70 процентов от общего объема учебных часов на подготовку специалистов. Эти вопросы рассматриваются на совещаниях, проводимых министром сельского хозяйства и продовольствия с участием руководителей передовых сельхозорганизаций и аграрных вузов. Одно из таких состоялось в конце августа. В нем приняли участие руководители передовых предприятий: ЧУП «Савушкино» Малоритского района, СПК «Лариновка» Оршанского района, КСУП «Урицкое» Гомельского района, СПК «Озеры» Гродненского района, СПК «Агрокомбинат Снов» Несвижского района, МРИП «Агрокомбинат «Ждановичи» Минского района, УКСП «Совхоз «Доброволец» Кличевского района и других. Приняты решения, в том числе направленные на увеличение продолжительности производственных практик на старших курсах, смещение на первый-второй курсы сроков получения рабочих профессий, где будут осваиваться практические навыки по специальности на производстве в период проведения основных сельхозработ. 

Большое внимание уделяем постоянному обновлению содержания учебных программ с учетом новейших достижений науки, техники и производства. В подготовке широко используются информационные технологии. Студенты-аграрии изучают систему GPS и ее использование в точном земледелии, программное обеспечение систем управления стадом, составления рационов кормления животных на животноводческих комплексах, другие новейшие направления и элементы современных технологий производства агропродукции. 

Важное место в подготовке занимает непрерывное интегрированное профобразование специалистов с высшим образованием из числа выпускников аграрных колледжей. Это наиболее профессионально ориентированная молодежь, которая хорошо знакома со спецификой будущей работы. 

— Владимир Алексеевич, есть ли у студентов стажировки, сотрудничают ли наши агровузы с зарубежными?

— Конечно же, организованы стажировки, есть соглашения о сотрудничестве с Германией, Польшей, Норвегией. Большой процент среди стран СНГ. Приезжают и к нам по ряду направлений, программ. В наших университетах, академиях учатся студенты из 37 стран мира. В том числе из России, Казахстана, Греции, Германии, Литвы, Грузии, Венесуэлы и других. Наше высшее образование пользуется спросом. 

Немаловажный аспект повышения уровня профподготовки — получение высшего образования по заочной форме. Тем более для этого созданы все условия: прием документов в вузы — с 15 ноября по 5 декабря. Вступительные испытания проводятся непосредственно в учреждениях образования в декабре на сельхозспециальности по двум профильным предметам. Хотелось бы обратить внимание руководителей областного и районного уровней, сельхозорганизаций на необходимость подбора и направления на обучение по заочной форме за счет средств республиканского бюджета, а также на платной основе за счет средств организаций специалистов, имеющих среднее специальное аграрное образование, и рабочих. 

СПРАВКА «СГ»

Подготовку специалистов с высшим образованием ведут Белорусская государственная сельхозакадемия, Белорусский государственный аграрный технический университет, Витебская государственная академия ветеринарной медицины и Гродненский государственный аграрный университет. Среднее специальное образование можно получить в 27 агроколледжах.
Ежегодно для работы в организациях агрокомплекса направляется 1,8 тысячи специалистов с высшим и 3,3 тысячи со средним специальным образованием. Сегодня в отрасли 52,8 тысячи руководящих работников и специалистов. Это около 92 процентов от потребности. Так, Могилевская область обеспечена на 95 процентов, Брестская — на 94, Витебская — на 93, Гродненская и Минская — на 92 и Гомельская — на 88 процентов. 

В хозяйствах сегодня трудится более 214 тысяч рабочих. Обеспеченность — 96 процентов. В Брестской области — 98, Витебской, Гомельской и Гродненской — 96, Минской — 94, Могилевской — 98 процентов.
korenevskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter