Как в Беларуси обстоят дела с обязательной сертификации товаров легкой промышленности

Набраться опыта с оптом

От разговоров об обязательной сертификации товаров легкой промышленности регионы перешли к практике
От разговоров об обязательной сертификации товаров легкой промышленности регионы перешли к практике. Чтобы облегчить малому бизнесу жизнь, в каждой области решили создавать оптовые базы. Механизм виделся простым: импортер берет на себя закупку, доставку, сертификацию и отгрузку товара с полным пакетом документов. А избавленные от необходимости ехать за границу ИП закупают его на месте. Но пока на деле ситуация выглядит несколько иначе.


«Брестобувьторг» — одно из предприятий, определенных в Брестской области в качестве оптовой базы. Сегодня здесь можно приобрести несколько тысяч моделей женской, мужской и детской обуви. Среди производителей — Беларусь, Польша, Китай и Украина. Работает и своего рода выставочный зал, где предприниматели могут оценить ассортимент.


Первые договоры с польскими производителями на «Брестобувьторге» заключили еще в феврале. Подстраивались под дату, когда сертификаты стали обязательными для всех предпринимателей. Чуть позже подписали соглашения с поставщиками из Польши, Украины и Китая. Вместе с другими импортерами предприятие объехало рынки всех райцентров области. Работники показывали свой товар и рассказывали о том, что можно работать по-новому. А сразу после 1 июля на «Брестобувьторге» прошла выставка с участием 33 польских производителей обуви.


Однако начальник коммерческого отдела предприятия Анна Козловская констатирует: существенных сдвигов с момента первой поставки не произошло. Последняя выставка, конечно, дала определенный толчок. И теперь предприятие работает в основном по сделанным именно там заявкам. Но цифры не впечатляют. С начала года договоры с базой подписали 116 индивидуальных предпринимателей. После введения обязательной сертификации к клиентской базе добавились лишь 19 ИП. В общей сложности им отгрузили около 1500 пар обуви… 


Похожая ситуация сложилась и на базе «Брестодежда». Ее директор Василий Янчук говорит, что с предприятием сотрудничают только 255 индивидуальных предпринимателей и ЧУП. С января 2014-го им отгрузили около 6 тысяч единиц товара. При этом «Брестодежда» предлагает продукцию основных белорусских производителей, а также десятка предприятий из Польши, России, Турции и Китая. 


Анна Козловская признается, что на «Брестобувьторге» рассчитывали на большую активность ИП и ЧУП. Тем не менее база постоянно работает над расширением ассортимента. А получается следующее… Поскольку до 1 марта 2015 года предприниматели могут продавать остатки ранее ввезенных товаров без документов, привычную схему работы они менять пока не спешат. 


Продавец брестского рынка за ЦУМом Татьяна Агапова подтверждает: если без сертификатов можно работать до следующей весны, торговать она будет только, как и раньше. А дальше что будет, то будет. Сертификация для Татьяны слишком дорога, да и сама схема не слишком ясна. И хоть импортеры постоянно рекламируются на рынке, на выставке оптовых баз она не была. Товар предпочитает закупать привычным образом. 


Ее коллега по работе Ирина Смирнова надеется, что навстречу пойдут российские торговцы. В последней поездке на московские рынки женщине удалось закупить часть одежды с полным пакетом документов. Их подлинность, правда, она не проверяла. Но сам факт говорит о многом. Чтобы не потерять клиентов, сертификацией озаботились и российские продавцы... 


Правда, не все документы и не каждому покупателю в России предоставляют. Председатель Союза предпринимателей Брестской области Олег Якуц объясняет, что это касается лишь крупных и постоянных клиентов. Он уверен, что как раз по этой причине мелкие предприниматели, скорее всего, останутся не у дел. Сегодня сертификация для них дорогое удовольствие. А ассортимент оптовых баз удовлетворяет далеко не всех. За годы работы у каждого ИП появились свои поставщики, клиентура и ниши. И нынешние импортеры в наработанную схему не укладываются. Поэтому Олег Якуц предполагает, что после 1 марта 2015 года из 25 тысяч действующих ИП в бизнесе останется в лучшем случае треть.


Начальник управления торговли и услуг Брестского облисполкома Вадим Кравцов согласен, что это неизбежно. Но в первую очередь потому, что сами предприниматели не желают перестраиваться. Реклама оптовых баз, в том числе частных, организована на всех рынках области. Но откликаются на нее единицы. Понятно, что ломать привычки сложно, что привезенный импортером товар дороже и что всем не угодишь. Но надо понимать, что работа с базой освобождает ИП от необходимости самостоятельно сертифицировать и доставлять товар в страну. Так зачем тратить время, силы и деньги на поездку за границу, если все можно купить на месте? Оптовые базы теперь работают по всей Беларуси, и в будущем ассортимент импортеров догонит заграничные рынки. Но на это нужно время. Впрочем, и сейчас многое зависит от самих предпринимателей. Пример тех, кто начал успешно сотрудничать с оптовыми базами, уже перед глазами. Было бы желание.

Артем КИРЬЯНОВ


artem.kirjanov@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter