О роли Белорусской православной церкви в единении и укреплении государственности страны

На земных и духовных основах

Нынешний год духовно знаменателен для Беларуси: мы отмечаем 1030‑летие основания православия на наших землях. Православие для нашего народа и исконно белорусских земель является альфой и омегой цивилизационного и ментально-культурного зарождения, роста и развития белорусской нации. Более того, некоторые эксперты и ученые сегодня говорят: не было бы православия, не было бы современного белорусского независимого и суверенного государства. О роли конфессии в истории и государственности страны «СБ. Беларусь сегодня» поговорила с заведующим отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидатом философских наук, доцентом Николаем Щёкиным.

Вовлеченность и многообразие

— Насколько, по-вашему, Белорусская православная церковь сегодня включена в государственно-общественную жизнь?

— Надо понимать, что церковь — это сложный организм, причем не менее, чем государство и общество в целом. Она имеет определенные интересы, исходя из которых и формирует свою политику. В то же время церковь является неотъемлемой частью гражданского общества: она не может не учитывать горизонты восприятия реальности граждан и государства.

Каждый институт гражданского общества выполняет свою роль и свои функции. К слову сказать, именно в данном контексте у БПЦ со многими органами госуправления и общественными организациям подписаны оглашения — это и НАН Беларуси, и силовые структуры. Спросите, для чего? Ответ на поверхности.
Сегодня уровень взаимодействия и диалога государства и церкви достигли такой степени, когда невозможно в одиночку решить насущные тактико-стратегические проблемы, в первую очередь духовного плана.
Наука не может слепо копировать лекала иных стран, а ученый всегда просто обязан быть духовно зрелым. Солдат и офицер, защищая Родину, должны в ней видеть духовную связь поколений. Я уже не говорю о молодежи.

— Сейчас во многих странах мы наблюдаем резкое увеличение противоречий между властями и церковью. Грозит ли это нашей стране?

— Во-первых, современная мировая тенденция такова, что религиозный ренессанс вырождается в религиозный фундаментализм. Во-вторых, во многих странах власти в буквальном смысле ломают религиозные традиции, создавая, с одной стороны, ширму для прикрытия политических авантюр, с другой — пытаясь переподчинить церковные институты для своих коррупционных механизмов, продвигая либеральные идеи, а по большому счету фашистскую идеологию. Церковь оказалась заложником ситуации и сама в какой-то степени пошла на сделку с финансовым дьяволом по обслуживанию «золотого миллиарда».
В Беларуси ситуация противоположная. Начиная с первой каденции, Глава государства выстроил ровные и взаимовыгодные отношения со всеми конфессиями и религиозными организациями. Главный принцип — соблюдать законы страны.
Более того, как гражданин я убежден, что только благодаря Александру ­Лукашенко в нашей стране сохраняется религиозный и межконфессиональный мир. ­Президент очень хорошо понимает смыл гражданственности как социального института и государственной ответственности. Речь идет о религиозной неоднородности и разнообразии, баланс которых ценен для каждого из нас. Хотя попытки раскачать общество в религиозном плане неоднократно предпринимались.

Тот же 2020 год показал, что религиозная сфера и церковно-государственные отношения весьма чувствительны к любым резким социальным изломам, поэтому зачастую требуется ручное управление.

— В чем религиозная особенность Беларуси, есть ли она?

— Особенность проявляется в религиозном многообразии и взаимодополняемости конфессий в контексте многовековых традиций. Православие, католицизм, протестантизм, лютеранство и иные конфессии прошли путь адаптации от своего становления на территории современной Беларуси к окончательному оформлению своих институтов и выработке собственных миссионерских, богословских, социальных ответов на вызовы глобализации, антирелигиозного (или равнодушного к вере) секулярного либерализма информационного общества.
Относительно Беларуси следует говорить о принципе дополнительности в историко-культурной эволюции РПЦ и БПЦ, что позволяет БПЦ выступать в роли гаранта сохранения цивилизационно-культурной идентичности белорусов, следовательно, и независимости белорусского государства, что и обусловливает необходимость диалога православной церкви и государства в укреплении исторических основ белорусской ментальности.
Религиозно-культурное многообразие обогатило белорусский ореол в контексте православной цивилизации и одновременно создало уникальный механизм диалога конфессий, церкви и государства.

— Ваши прогнозы как ученого на развитие БПЦ и в целом перспективной роли православия у славян?

— Сегодня православная церковь (в этой связи хотелось бы говорить и о других конфессиях) позиционирует себя в качестве влиятельного и активного актора в белорусском социальном пространстве, способного принять на себя ответственность за моральное состояние общества и готового к осознанному сотрудничеству с государственными и гражданскими структурами.

Главная задача — стабильность в обществе и укрепление традиционных для отечественной культуры нравственных ценностей. Дальнейший процесс диалога церкви и государства будет определяться самой логикой диалога.

Белорусское общество может быть только тогда успешным, когда христианские традиции и исторические ценности станут эффективно служить во благо государственных интересов. Здесь важна, с одной стороны, модернизация церкви как гражданского института (не нарушая внутрицерковного баланса развития), а с другой — высокая ответственность граждан перед национальными интересами Беларуси на принципах единства и сохранения исторической памяти.

Роль БПЦ в единении и укреплении белорусской государственности фундаментальна. Поэтому церковь требует не контроля, но особого внимания как со стороны гражданского общества, так и государства. Одновременно это может стать залогом возрождения «славянского государства», о чем и говорил Александр ­Лукашенко в интервью Франс Пресс.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter