На заре слияний и поглощений

Там находится  белорусский  рынок  сервисного  обслуживания  мобильных  телефонов

Там находится  белорусский  рынок  сервисного  обслуживания  мобильных  телефонов

Мелкие сервисные центры, по мнению экспертов, постепенно будут  исчезать с рынка, а компании, имеющие «вес», предпочтут объединиться. Словом, наступит время слияний и поглощений. Ведь с 1 июля в Беларуси будет введена обязательная сертификация услуг по ремонту средств электросвязи бытового назначения, в том числе мобильных телефонов. Повысить качество обслуживания до требуемого уровня, объективно, способны далеко не все участники рынка. В целом законодательное нововведение легальные участники оценивают положительно, но не исключают, что цены на услуги ремонтных мастерских могут несколько увеличиться. 

Услуги ремонта и обслуживания мобильных телефонов в последние 2—3 года пользуются повышенным спросом. В прошлом году в Беларуси, по мнению специалистов, было реализовано 1—1,5 млн. мобильников, и не менее 7—10 % из них по разным причинам уже вышли из строя. Количество обращений в ремонтные мастерские ежегодно увеличивается на 20—30 % и растет вместе с расширением абонентской базы операторов. По статистике, каждый седьмой только что купленный аппарат начинает барахлить в течение месяца после продажи. Специалисты называют три основные причины неисправностей. На первом месте — неаккуратное обращение с мобильным телефоном, затем — неумелая эксплуатация. И лишь на последнем месте значится заводской брак, а точнее, проблемы, возникающие из-за недоработки программного обеспечения первых версий новых продуктовых линеек. 

Чаще всего в телефонах ломается дисплей: с этим приходится сталкиваться почти 20 % пользователей. Около 10 % указывают на сложности с питанием, чуть реже возникают проблемы с клавиатурой и динамиком, и только потом — жалобы на микрофон и качество звонка. Что интересно, реже всего из строя выходит виброзвонок — меньше 1 % обращений. 

По мнению специалистов, сегодня в сфере услуг ремонта «трубок» преобладают небольшие мастерские (зачастую одно рабочее место, паяльник и два-три несложных диагностических прибора), которые занимают 80 % рынка. Обычно такие сервисные центры открывают индивидуальные предприниматели. В принципах работы таких заведений вроде бы ничего крамольного нет, ведь согласно статистике в 85 % случаев требуется лишь устранение легких неисправностей. Но рост рынка мобильных телефонов оказался подвержен «детским болезням». Главная из них — неквалифицированные специалисты. Ведь нередко в сервисные мастерские идут работать люди, едва умеющие держать в руках паяльник. 

Нередко сервисные центры уличались и в других различных нарушениях: мастера сокращали срок гарантии на проведенный ремонт или же неоправданно поднимали итоговую стоимость ремонта. К тому же оборудование мелких  мастерских эксплуатировалось без проверки его технического состояния, отсутствовала необходимая документация. Но самое распространенное нарушение — неизвестное происхождение запасных частей. По утверждениям экспертов, некоторые мастерские «промышляют» скупкой старых и краденых аппаратов для последующей их разборки. 

С апреля 2007 года неразбериха на рынке сервиса мобильных телефонов пошла на спад: постановлением Совмина Беларуси N 393 были утверждены новые правила выполнения работ и оказания услуг по ремонту оконечных абонентских устройств. Теперь, например, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возврата денег, если исполнитель не приступил своевременно к ремонту и, следовательно, не вовремя вернул телефон его владельцу. Гарантийный срок эксплуатации отремонтированного аппарата отныне составляет не менее 4 месяцев. В случае выхода отремонтированного телефона из строя в гарантийный срок мастерская обязана выполнить повторный ремонт безвозмездно. 

Рынок отреагировал на нововведения достаточно благожелательно — серьезным операторам, которым сильно мешали «полуподвальные ремонтники», открылась перспектива роста. Владелец одного из салонов сервиса Елена Авхимович отмечает, что работать стало не только свободнее, но и легче: недобросовестные сервисы портили репутацию своим коллегам. «Не секрет, что клиент, один раз обманутый ремонтным салоном, впредь будет относиться с предубеждением ко всем сервисным центрам», — объясняет она. 

Вторая волна упорядочения работы сервисных мастерских ожидается с 1 июля 2007 года. Госкомитет по стандартизации внес изменения в перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации. Как считают специалисты, после начала действия данного постановления с рынка окончательно исчезнут предприятия, занимающиеся ремонтом телефонов, не имея на то достаточной квалификации и оборудования. Ведь прежде всего будут введены требования по помещению, компетентности персонала, комплекту документации, а также по средствам измерения, показания которых могли бы использоваться в диагностике телефонов и для контроля качества выполненных ремонтных работ. 

По некоторым данным, каждое обращение клиента приносит мастерской в среднем 10—12 долларов дохода. Впрочем, сами участники рынка отмечают, что даже такие суммы с трудом покрывают затраты: закупку запчастей, аренду помещения, заработную плату персоналу. Считается, что для нормального существования качественному сервисному центру необходимо обслуживать не менее 500 аппаратов в месяц, а выйти на такие объемы удается далеко не всем. «Заниматься ремонтом мобильных телефонов сегодня выгодно в двух случаях: быть кустарем-­одиночкой или же иметь крупный сервис, обслуживающий сотни аппаратов в месяц», — говорит владелец ремонтного салона индивидуальный предприниматель Вадим Иванов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter