На Западном фронте — бес перемен

В последние недели и даже дни внешне незаметно, без шума и выстрелов, произошла значительная передислокация европейских вооруженных сил, которая круто меняет и подходы к обеспечению обороны и безопасности на континенте...

В последние недели и даже дни внешне незаметно, без шума и выстрелов, произошла значительная передислокация европейских вооруженных сил, которая круто меняет и подходы к обеспечению обороны и безопасности на континенте.


Во–первых, правительство Великобритании объявило о самых крупных сокращениях своих вооруженных сил и военных расходов с момента окончания «холодной войны». И практически без перерыва, на одном дыхании, Лондон совершил еще один марш–бросок, создав новый военный альянс в Европе. Британия и Франция во вторник подписали военное соглашение, которое наблюдатели успели назвать новой «Антантой», но без России.


«Это говорит о том, что в Европе тлеет необходимость создания собственной европейской армии», — прокомментировал договор премьер–министра Великобритании Дэвида Кэмерона и президента Франции Николя Саркози постоянный представитель России при НАТО.


Так или иначе, Запад пересматривает свою политику безопасности. Как это происходит и к чему приведет? Посмотрим.


Уэльская гвардия отступает, но не сдается


Начнем с самой крупной военной реформы, которую осуществило правительство Великобритании с момента окончания «холодной войны». Британия выведет тысячи военнослужащих с континентальной части Европы, спишет значительное количество боевых кораблей, законсервирует целый класс истребителей и отложит планы по модернизации своего ядерного арсенала.


Объявлено также о сокращении численного состава вооруженных сил на 42 тысячи человек. ВВС будут до 2015 года сокращены на 5 тыс. человек, ВМС — на столько же, сухопутные войска — на 7 тыс. человек, а гражданский персонал минобороны — на 25 тысяч.


Решение это было вызвано в равной мере как стратегическими, так и финансовыми причинами, откровенно сказал премьер–министр Дэвид Кэмерон. Стратегическими, потому что Британии сегодня скорее угрожает кибернетическая война и терроризм, нежели война традиционная. Но главное все же то, что эта страна столкнулась с огромной долговой нагрузкой и масштабным бюджетным дефицитом. Указанные меры призваны упорядочить военные расходы министерства обороны Великобритании. Военный бюджет страны урезан на 8% (около 50 млрд. евро).


Так что — уходят в историю подвиги британской морской пехоты? И знаменитая Уэльская гвардия ограничится отныне только сопровождением и охраной Ее Величества в ее резиденциях?


И да, и нет. Так можно оценить ответ самого Кэмерона, который он дал, выступая в парламенте. «Британия традиционно берется за задачи из весовой категории выше собственной, и в предстоящие годы наши амбиции не должны уменьшиться», — заявил британский премьер–министр.


Оцените тонкость британского красноречия! С одной стороны, прозвучал намек, что участие Британии в военных операциях типа афганской — это «задачи из весовой категории выше собственной». А с другой — все же сказано об амбициях, которые не уменьшатся...


На самом деле и после этих сокращений Великобритания останется одной из немногих ядерных держав на планете, будет по–прежнему обладать четвертым в мире военным бюджетом и одними из самых боеспособных войск. Как заметил Эймиас Годфри, сотрудник лондонского Института королевских вооруженных сил, «мы по–прежнему собираемся остаться маленьким островом с глобальным влиянием, способным действовать по всему миру. Причем в отличие от многих — в том числе от Германии и Франции — мы действительно это делаем». Примерно так же считает британский посол в Америке Найджел Шейнуолд, заметивший: «Наши будущие вооруженные силы будут самыми современными, боеспособными и эффективными из всех армий союзников США».


Помесь гангстера и базарной бабы


И хотя премьер–министр Дэвид Кэмерон клянется, что военное сокращение не ослабит союзнический долг по отношению к Соединенным Штатам, все же абсолютно ясно, что Лондон сворачивает участие в международных военных операциях. Премьер–министр Кэмерон ясно сказал, что британские войска будут использоваться только в тех случаях, «когда на кону будут стоять ключевые британские интересы». Так же мыслит и вся остальная Европа, не желая воевать в Афганистане и сокращая свои армии.


Эта смена политики приводит в ужас американских неоконсерваторов. «Кто, вопрошают они, теперь будет помогать Соединенным Штатам, когда те опять попытаются заняться социальной инженерией в третьем мире?»


«Главную угрозу для США сейчас представляет терроризм, против которого дорогостоящие ядерные ракеты, авиакрылья и авианосные группы практически бесполезны. Тем не менее в настоящий момент на долю Соединенных Штатов приходится около половины мировых военных расходов. В реальном выражении за последнее десятилетие американские ассигнования на оборону удвоились.


Что же Америка делает со всеми этими деньгами? Защищает процветающие и густонаселенные союзные страны — европейцев, Японию, Южную Корею. Занимается социальной инженерией в несостоявшихся или враждебных государствах — таких как Афганистан, Босния, Косово, Гаити, Сомали и Ирак. Наживает врагов, вмешиваясь в дела расколотых и озлобленных стран типа Пакистана и связываясь с непопулярными диктатурами вроде Саудовской Аравии. В итоге страдает безопасность американцев.


Америке следует прекратить изображать мировую диктаторшу и вести себя как помесь няньки, гангстера и базарной бабы», — дает свой ответ американское издание The National Interest.


Думаю, смысл образа вполне прозрачен: это означает разумное сочетание дипломатических, военных и финансовых рычагов.


Так что, не исключено, президент США последует примеру своего британского коллеги. В принципе, в истории США уже бывали моменты, когда звучали призывы «уйти из Европы», прекратить агрессивную войну в Юго–Восточной Азии и др. И вот сегодня так называемое «Чайное движение», ярко заявившее о себе на прошедших выборах США, настоятельно рекомендует Обаме и американскому конгрессу жить по средствам и поменьше соваться в чужие дела как у себя дома, так и за рубежом.


С кем пойти в разведку?


Что же остается делать европейцам? Искать того парня, с которым можно пойти в разведку...


Так поступил Дэвид Кэмерон, подписав вместе с Николя Саркози соглашение о беспрецедентно тесном сотрудничестве в военно–промышленной сфере.


Центральным пунктом договора о военном сотрудничестве стало создание совместных экспедиционных сил численностью 6.500 солдат. В их состав войдут части парашютных войск, спецназа и морской пехоты. Французы и англичане будут проходить подготовку вместе, но дислоцироваться отдельно на базах в своих странах. В ходе учений или боевых операций ими будет командовать британец или француз. Командующий затем будет докладывать в объединенный штаб, подчиненный министрам в Лондоне и Париже.


Документы предусматривают также совместное использование с 2020 года авианосцев для размещения и заправки самолетов двух стран, а также их совместное прикрытие. Но самое главное то, что ядерные державы объединяют свои усилия для проверки технического состояния ядерных арсеналов и компьютерного тестирования новых боеголовок.


Договор между британцами и французами может дать Соединенным Штатам новый повод для беспокойства, полагают эксперты. Ведь далеко не все там согласны расстаться с ролью евроатлантического лидера, хотя большая военная самостоятельность европейцев налицо.


С другой стороны, по сведениям The Wall Street Journal, Белый дом крайне обеспокоен тем, что европейцы постоянно сокращают свои военные расходы. А англо–французская сделка, возможно, позволит двум членам НАТО сэкономить средства, необходимые для поддержания боеготовности их армий. И потому высокопоставленные представители вашингтонской администрации одобрили новую «Антанту».


Кстати


Британский флот лишился своего единственного авианосца. Флагман Королевского флота Ark Royal (на фото) решили списать по программе свертывания расходов на армию.


Ark Royal, названный так в честь флагмана английской эскадры, разгромившей испанскую «Непобедимую армаду» в далеком 1588–м, поступил на службу Королевского флота в 1985 году. Он был направлен к берегам Югославии во время гражданской войны в этой стране 1991 — 1995 гг. Также он принимал участие в операции по вторжению войск США и Великобритании в Ирак.


В то же время строительство двух новых авианосцев — Queen Elizabeth и Prince of Wales — будет продолжено.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter