На задворках

...Агрогородок Ковали утопает в зелени...

— Из–за грязи и воды на кладбище я долго не могла установить супругу памятник, — воспоминания даются Марии Марченко с трудом. Со дня смерти ее мужа, бывшего учителя математики, прошло всего полтора года. — Так и стоял памятник в доме полтора месяца, пока не высохла там земля.


Мы беседуем с пенсионеркой у кладбищенской ограды в агрогородке Ковали Бобруйского района. Светит солнце, и на кладбище сухо, хоть накануне прошел дождь. Но как только осень полностью вступает в свои права, вода и грязь на погосте становятся постоянным явлением.


...Агрогородок Ковали утопает в зелени. Заасфальтированные улицы, красивые дома со всеми удобствами: одноэтажные, на одну семью, и двухэтажные, с балкончиками. Здесь есть Дом культуры, больница, несколько магазинов, бар и столовая. А еще отделение Беларусбанка с обменным пунктом, аптека, салон мобильной связи. В общем, все условия для комфортной жизни.


Только состояние погоста, расположенного в низине, в начале деревни, беспокоит сельчан. Местная жительница Наталья Кирющенко, которую я встретила неподалеку, пожаловалась, что почти круглый год ходит в резиновых сапогах. Живет рядом с кладбищем, на улице Колхозной, где также вечная распутица.


У Веры Васильевны Авсеенко на кладбище похоронены родители, сестра, брат, муж и сын. С водой она смирилась. Но растущие рядом с могилками старые березы, клены и тополя не дают покоя ни мертвым, ни живым. В ветреную погоду деревья падают, повреждают памятники, ограды. В ненастный день люди боятся здесь ходить — того и гляди, придавит.


— Может, у нашего сельсовета денег нет, чтобы благоустроить кладбище? — задаются вопросом местные жители. — Здесь еще до войны хоронили наших земляков. Если спилить деревья, осушить территорию, то это будет лучшим проявлением памяти о них.


Нельзя сказать, что местная власть бездействует. Кладбище огорожено новым бетонным забором, на входе оборудована контейнерная площадка для мусора. Председатель Ковалевского сельисполкома Сергей Пациенко, узнав, что силами коммунальников спилить деревья будет накладно, нашел по интернету промышленных альпинистов из Витебской области. Те работают аккуратно, не задевая оград, и берут за свой труд недорого. В агрогородке этим специалистам организовали ночлег и питание. Но, спилив за 3 дня 20 деревьев, они отбыли выполнять другие заказы, пообещав вернуться в середине осени.


Председатель сельисполкома провел меня по аллее, где трудились альпинисты: от старых деревьев остались одни пни. А работы здесь еще непочатый край. На соседней аллее лежит поваленное дерево, над кронами оставшихся берез, кленов и тополей кружит воронье...


Сергей Пациенко считает, что сельчане сами сообща могли бы сделать дренаж на территории, где похоронены их близкие. Выкопать каналы, засыпать песком — вода бы ушла. Тем более на территории агрогородка Ковали живет много молодых работников местного СПК.


Однажды районные власти объявили воскресник, попросили местных жителей поработать на благоустройстве кладбища. Из 840 сельчан откликнулись только... 15. Поработать пришли 4 сотрудника сельсовета, пятеро жителей других деревень, когда–то схоронившие здесь родственников, и только шестеро жителей ближайших домов. А после воскресника одна из сельчанок отправилась в Бобруйский райисполком... жаловаться, что ее заставляли убирать кладбище.


— В ближайшее время все аварийные деревья будут спилены, — уверяет начальник отдела по работе с обращениями граждан Бобруйского райисполкома Кристина Халимоненко. — Деньги на это у Ковалевского сельисполкома есть — около 7 миллионов рублей. Вопрос же с «половодьем», думаю, надо решать сообща — местной власти и сельчанам.


Компетентно


Леонид Борковский, председатель Бобруйского районного Совета депутатов:


— На территории нашего района 13 сельсоветов. Не скрою, вопросы по кладбищам есть, к нам были обращения из Сычковского, Гороховского сельсоветов — по оградам, контейнерным площадкам. По возможности выполняем все пожелания людей. На благоустройство наших сел районным бюджетом в этом году выделено около 727 миллионов рублей, в том числе на благоустройство кладбищ. Уже истрачено 446 миллионов — меняем ограды, оборудуем контейнерные площадки для мусора. Будем решать вопрос и с деревьями. Возможно, найдем способ избавиться и от воды. Хотя мелиоративные мероприятия, не скрою, сложные и дорогие.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter