На юбилей «Аиды» приедут знаменитые гости

Этот спектакль мы любили. Особенно судилище. Помните? Кровь стыла в жилах, когда из чрева земли доносился громовой бас первосвященника Рамфиса, и ревели литавры, и хор троекратно возглашал смертный приговор. А по сцене металась бедная Амнерис - народная артистка Беларуси Наталья Руднева, которая сама заварила эту кашу и теперь, не зная, как спасти возлюбленного, заливалась слезами от нестерпимой душевной боли, и мы вместе с ней.

Фото с сайта Большого театра Беларуси

Та старая «Аида» продержалась на сцене больше пятидесяти лет. Мы думали, она бессмертна, но ремонт лишил ее шансов на жизнь. В новой «Аиде», поставленной Михаилом Панджавидзе, судилище совсем не страшно, потому что нет подземелья, и все происходит на твоих глазах. А может быть, просто нет такой певицы, как Руднева, которая изнутри, кровью сердца проживала каждую роль. 

  - Я выхожу на сцену и чувствую, что вот этого человека я сейчас люблю, а того ненавижу, - рассказывала она мне свой секрет. -  И это именно чувства моей героини.

Той, старой «Аиде» в нынешние ноябрьские дни исполняется 65 лет. Значимая дата! Не зря Татьяна Якимович - дочь белорусского оперного дирижера Иосифа Абрамиса - просила, чтобы столетний юбилей ее отца был отмечен именно «Аидой». 

Иосиф Самуилович не был постановщиком этого спектакля. Он взял его в свои руки тринадцать лет спустя, когда главный дирижер Лев Любимов внезапно оставил свой пост и уехал в Москву, чтобы больше никогда не работать оперным дирижером.

А началось все в 1953 году, когда Абрамис был начинающим дирижером. Именно в тот год главный режиссер Большого театра оперы и балета, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии второй степени Лариса Александровская увидела «Аиду» в Москве, вдохновилась и решила непременно поставить ее в Минске.

- «Аида» как для публики, так и для театра была в новинку, - рассказывал много лет спустя мой двоюродный дед, тромбонист оркестра Государственного театра оперы и балета БССР Борис Каплан. - Ведь с конца двадцатых годов эта опера была в Советском Союзе под запретом. Верди вообще у нас недолюбливали. И вдруг «Аида» в Большом театре в Москве… Мы были потрясены, мы специально ездили смотреть, а потом с огромным увлечением ее исполняли.

«Аиду» вплоть до 1950-х годов действительно не жаловали, несмотря даже на то, что первый революционный сезон Большого театра России открылся 4 декабря 1917 года именно «Аидой». 

Лариса Помпеевна собрала вокруг себя крепкий коллектив постановщиков. Музыкальной стороной спектакля заведовал главный дирижер Любимов. Сценографию (удивительно красивую!) создал работавший в театре народный художник БССР Сергей Николаев, более всего прославившийся как мастер сценического пейзажа. Утонченные египетские танцы поставил замечательный белорусский балетмейстер Константин Муллер.

В распоряжении постановщиков были первоклассные певцы, в том числе совсем молодые. Красавица Клавдия Кудряшова, которой доверили партию Амнерис, только что закончила Московскую консерваторию. Ей не было еще и тридцати. Первый белорусский Радамес, выпускник хоровой студии при белорусском ГАБТе Иван Сайков, был постарше, но такой же необстрелянный. Пройдет всего несколько лет, и Кудряшова уедет в Пермь, где удостоится звания народной артистки СССР. А гомельчанин Сайков отправится в Саратов. И если бы не «Аида», о нем бы не вспомнили уже никогда.

Зато жива память о первой Аиде - Софии Друкер, которая, несмотря на все соблазны, осталась в Минске навсегда, и созданный ею образ был путеводной звездой для новых поколений певиц, блиставших в этом невероятном спектакле. 

И какие это были певицы! Будущая прима Большого театра СССР Нинель Ткаченко, которой, к слову, 21 ноября исполнилось 100 лет. Юная, невыразимо прекрасная Мария Гулегина - та самая, которая позже покорила все сцены мира. Недооцененная дива белорусской оперы Надежда Губская. Мы их слышали. Мы их помним и будем помнить всегда.

Как сообщает пресс-служба Большого театра Беларуси, 24 ноября в «Аиде» Михаила Панджавидзе выступят гости из петербургского Мариинского театра. Партию Радамеса исполнит народный артист России Владимир Галузин, партию Аиды - его жена, лауреат международных конкурсов Наталья Тимченко. Оба относятся к числу самых востребованных певцов современности.

- Я очень люблю петь Радамеса в «Аиде», - признается Владимир Галузин. - Есть партии, которые можно назвать праздником музыки. Таков Радамес. Какая красота арий, хоров! Да, я счастливый человек. Пою то, что люблю. Занимаюсь великим искусством и желаю, чтобы оно процветало!

  А вот что он говорит о своей супруге:

- У Наталии очень красивый тембр голоса, как будто душа поет. У нее большой диапазон, многообразная музыкальная палитра. Она прекрасная актриса. Не просто поет уникальные по сложности партии, а проживает жизнь своих героинь. А актерское искусство - то, что я больше всего ценю в партнерах по сцене.

Вместе с четой Галузиных на сцену выйдут прославленные солисты белорусской оперы Оксана Волкова (Амнерис), Андрей Валентий (Рамфис), Владимир Громов (Амонасро). За дирижерским пультом - заслуженный артист Украины Виктор Плоскина.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter