Купаловский театр перенес премьеру спектакля «En souvenir de Шагал» на май. Причина: некачественные декорации

На языке танца

Пластический спектакль Сергея Землянского обещал стать одним из самых громких культурных событий марта, но, увы, историю любви Марка Шагала и его возлюбленной Беллы зрители до мая не увидят. За несколько дней до долгожданной премьеры театр принял решение о переносе. Причина: несвоевременное и некачественное исполнение одним из подрядчиков условий по изготовлению части декораций. Пресс-секретарь театра Полина Крищанович, впрочем, успокаивает: «С учетом занятости постановочной группы и невозможности внесения изменений в текущий репертуар премьера по взаимной договоренности театра и постановщиков пройдет 29 и 31 мая». Стучим по дереву — и снова запасаемся билетами.


Спектакль, где нужно не просто рассказывать, а танцевать по мотивам жизни знаменитого художника, — давняя мечта Землянского. Режиссер вспоминает: когда получил предложение Купаловского, сразу понял, что вот он, тот самый шанс. Еще на этапе переговоров руководство театра дало российскому постановщику полный карт-бланш. Из условий, которые, в свою очередь, поставил сам Землянский: работа со своей постоянной командой и распределение ролей таким образом, каким он посчитает нужным.

— Я всегда провожу кастинги независимо от того, впервые работаю с труппой или давно с ней знаком. Если это первый вариант, то обычно сначала просматриваю сайт театра, отбираю тех, кто близок персонажам по возрасту. Затем встречаюсь с артистами и даю им какие-то несложные задания, чтобы понять, как человек мыслит движениями. Если вижу, что он думает, что делает, мы работаем дальше.

Пластическую выразительность актерам пришлось прививать постепенно, на это ушли месяцы. В конце концов экзамен на танцевальную квалификацию труппа сдала успешно. Обычно скупой на похвалы Землянский отметил не только телесную выразительность и хорошую физподготовку купаловцев, но и их боевой задор. А это, согласитесь, уже хороший знак. Если все сложится удачно, то «En souvenir de Шагал» станет для труппы первым спектаклем без слов. Так, кстати, сам режиссер обозначил жанровую принадлежность новинки:

— Это пластический спектакль-биография, где метафоры живописи проявляются через элементы танца. Называть постановку танцевальной нельзя, все-таки на сцене работают драматические артисты. Импровизировать им, кстати, я не позволяю. Это опять же не танцевальное шоу. Но искать характер персонажа не запрещаю. Однако только в тех границах, которые обозначил я.
За визуальную часть спектак­ля отвечает главный художник Вахтанговского театра Максим Обрезков. Композитор — Павел Акимкин, либретто написал Андрей Щеткин.
К пластическим экспериментам хореограф привлек добрую часть труппы, место на сцене нашлось даже 85-летнему Геннадию Овсянникову. Роль народного артиста СССР прописана философски: «Марк, мудрость», но что это означает на деле, Геннадий Степанович сказать затрудняется:

— Это скорее голос разума главного героя, его альтер эго. Но роль в любом случае очень интересная. Я как-то в шутку спросил: «А нет ли в спектакле места для старого еврея?» Нашлось, как оказалось.

К недавней новости о переносе премьеры на конец весны артист отнесся с пониманием:

— Мне это напомнило ситуацию с первой влюбленностью. Вот влюбился, допустим, парень в девушку. Надеется, ждет, что у них скоро случится первый поцелуй… И вот сидят они уже на лавочке, а она раз — и убегает. Что он испытывает? Разочарование? Наверное. Но жизнь же продолжается. Так и со спектаклем: ничего страшного не случилось. Не теперь выйдем на сцену, так в мае.

Исполнитель роли Марка в юности Павел Харланчук-Южаков тоже не видит поводов для расстройства зрителей:

— Ну что я могу сказать? Бывает. Хуже было бы, если бы премьеру отменили. А так просто перенесли. Это театральная жизнь, в ней разное случается.

Павел Харланчук-Южаков, играющий Марка, и Павел Остроух в образе Петуха.

Помимо Овсянникова и Харланчука, в танцевальном байопике о жизни знаменитого уроженца Витебска в роли художника засветятся еще два актера — Иван Кушнерук и Андрей Градобоев. Обусловлено это в первую очередь задумкой режиссера. Зрители увидят Шагала сразу в четырех возрастах: юности, молодости, зрелости и то, что деликатно обозначено словом «мудрость». При этом «En souvenir de Шагал» — не документальный спектакль, а скорее вольная интерпретация общеизвестных фактов из жизни и творчества Марка Шагала: одна любовь на всю жизнь — Белла и одна страсть — живопись. В роль музы художника попеременно вживутся Марта Голубева, Виктория Чавлытко и Евгения Кульбачная. Сергей Землянский поясняет:

— И Марк, и Белла будут представлены в разных возрастах, и мы посмот­рим, как они проявляют себя в разных временных и жизненных ситуациях. Я много лет изучал шагаловскую тему. Специально для спектакля была написана история, основанная на автобиографии художника и письмах, оставленных после смерти Беллой. С другой стороны, наш спектакль — это еще фантасмагория на тему полотен Шагала. Зрители увидят Огненного Петуха и Козу, играющую на скрипке… Образы, которые переходят из одной его работы в другую. Конечно, для нашей команды, с которой я работаю много лет, этот спектакль — вызов. Но вместе с тем и одна из давнишних мечт. Надеюсь, она наконец исполнится.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter