На всякого мудреца довольно наготы

Сатира Николая Матуковского «Мудромер» в новом прочтении от режиссера Александра Гарцуева собирает полные залы

Бессмертный диалог из комедии Эльдара Рязанова: «Занимаюсь сатирой». — «Русской или иностранной?» — «Нашей». — «По 19–му веку?» — «Нет, современной». — «У вас потрясающая профессия, вы занимаетесь тем, чего нет» — все еще не потерял своей актуальности. Нам Гоголи, Салтыковы–Щедрины нужны. Да где ж их взять?! Вот и вынуждены режиссеры стряхивать пыль с классики. Художественный руководитель РТБД Александр Гарцуев на этот раз достал с полки «Мудромер» Николая Матуковского.


Премьерные показы знаменитой сатирической комедии советского драматурга прошли на ура. Режиссер немного осовременил пьесу, добавив в нее новые термины и понятия. Но главная фабула осталась прежней: изобретатель Мурашко предлагает запустить в массовое производство аппарат «Дуромер», который будет измерять человеческую глупость. Однако мудрый чиновник Вершило предлагает изобретателю переименовать его детище в более благозвучное «Мудромер». После появления Мурашко в высоком учреждении следует целая череда веселых и грустных коллизий.

Пьесу эту театралы помнят по спектаклю Валерия Раевского в Купаловском театре. Кто–то, возможно, видел фильм Валерия Пономарева, где главные роли
играли звезды советского кино: Борислав Брондуков, неувядающая звезда театра и кино Татьяна Васильева, купаловец Виктор Тарасов, Владимир Конкин... В 1988 году уже можно было покуражиться на экране и позволить себе нечто большее, чем раньше. Ветер перемен превращался в приятный бриз, щекоча ноздри. Стефания Михайловна Станюта сыграла в «Мудромере» дважды одну и ту же роль Бабушки — в спектакле Раевского и картине Пономарева, директором которого, кстати, был бывший генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Игорь Поршнев.

В премьере РТБД актерскую эстафету от Стефании Михайловны приняла народная артистка Беларуси Татьяна Мархель. Любимый писатель Татьяны Григорьевны — любитель пометать интеллектуальный бисер перед читателями Герман Гессе — как–то заметил: «Мудрость: мыслить с пессимизмом, а действовать с оптимизмом». Все это мы видим в тонкой игре Татьяны Григорьевны, которая за короткую сцену умудряется сыграть всю судьбу персонажа.

Судя по первым представлениям, где картошке негде было упасть, сатирический посыл Николая Матуковского не устарел. На многие реплики героев зал реагирует дружным смехом. В рифму темы обуявшего мир харассмента блистательный в роли чиновника Вершило Андрей Добровольский ведет тонкую партию с роскошной секретаршей в исполнении Анастасии Бобровой. И куда ни посмотрит, все время утыкается ей в грудь, вздымающуюся, как девятый вал на картине Айвазовского. А как точно Людмила Сидоркевич играет сухаря–чиновницу! Долю подлинной эксцентрики и гротеска добавляют актеры Максим Пониматченко и Илья Ясинский. От народа выступает в этой истории Валентин Соловьев в роли изобретателя Мурашко. Простодушный и мягкий человек, живущий напряженной духовной жизнью. Его герой слишком поздно понимает, что попал не просто в учреждение, а в настоящий лабиринт, замок из одноименного романа Франца Кафки. Сначала полжизни тратишь на то, чтобы в такой замок попасть, а потом полжизни требуется на то, чтобы из него выбраться.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Владимир ШЛАПАК
Новости и статьи