Если бы во времена Вавилонской башни были симфонические оркестры, злосчастная высотка ни за что бы не развалилась. Смешал бы Бог языки строителей, а им нипочем. Потому что у классических музыкантов, где бы они ни жили и на каком бы наречии ни говорили, есть общий язык — язык музыки. И общение для них такая радость, что развались под ними башня — музыканты бы этого даже не заметили. Играли бы себе и играли; лишь бы у них был толковый дирижер.
А еще музыканты в оркестре умеют слушать и слышать друг друга. Удивительное умение, которого так не хватает остальному человечеству. Если бы мир превратился в оркестр, не было бы ни войн, ни границ. Не потому ли в последние десятилетия повсеместно как грибы после дождя стали возникать международные молодежные симфонические оркестры?
В 1976 году был создан Молодежный оркестр Европейского союза, в 1981–м — Камерный оркестр Европы, в 2008–м — Молодежный оркестр СНГ. В 1999 году прославленный израильский пианист и дирижер Даниэль Баренбойм основал «Западно–Восточный диван», в котором вместе играют арабы и евреи. Время от времени в Белорусской академии музыки проводятся прослушивания в Молодежный оркестр имени Густава Малера, созданный в 1986 году Клаудио Аббадо. Но никому из белорусских студентов, насколько мне известно, пока не посчастливилось в него попасть.
А вот в I, CULTURE Orchestra, учрежденном в 2011 году под эгидой Института Адама Мицкевича в Варшаве, каждый год есть несколько белорусов. Нынче их трое — Дмитрий Гарон (кларнет, класс профессора В.П.Скороходова), Михаил Бачило (труба, класс профессора Н.М.Волкова) и Карен Саакян (туба, класс профессора П.Ф.Дударенко). Для того чтобы попасть в оркестр, ребятам пришлось пройти изматывающий отбор. Конкурс, как в престижный вуз, — 7 человек на место. А в реальности еще жестче, ведь большинство мест резервируется за поляками, а остальные распределяются между странами — участницами «Восточного партнерства»: Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.
Первый минский концерт I, CULTURE Orchestra состоялся 27 августа 2012 года в филармонии. Дирижировал 19–летний Ильич Ривас (Венесуэла). Программа была вполне серьезной: Чайковский, Шимановский, Дворжак, Респиги. С тех пор оркестр успел выступить на самых престижных концертных площадках Европы и мира: на Эдинбургском международном фестивале, в Берлинской филармонии, в Королевском фестивальном зале в Лондоне...
И вот новая встреча. 19 августа I, CULTURE Orchestra выступил в Минске во время европейского турне, которое стартовало 13 августа в Варшаве и завершилось 25 августа на фестивале Alto Adige в Доббиако (Италия). На концертах в Берлине и Доббиако солировал один из величайших скрипачей современности Юлиан Рахлин, которого мы совсем скоро услышим в Минске на фестивале Юрия Башмета. Все концерты (в том числе и в Минске) прошли под управлением всемирно известного дирижера Андрея Борейко.
Выступление I, CULTURE Orchestra состоялось благодаря фестивалю «Классика у Ратуши». Несмотря на жару и духоту, на площади собралось не менее 10 тысяч зрителей. Оркестр был настолько огромен (103 человека!), что устроителям пришлось в два раза удлинять сценическую платформу. Прозвучали «Галицийские танцы» Юлиуша Зарембского в оркестровке Франца Листа, «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза и — как дань этому месту и его памятникам — мазурка из оперы Монюшко «Галька». Перед началом концерта любознательные граждане могли наблюдать, как восходящая звезда — молодой композитор и дирижер Янив Сегал разогревает оркестр перед выходом маэстро.
А потом началось настоящее волшебство. Люди слушали как зачарованные.
— Мы очень рады тому, что мы здесь, что выступили для вашей замечательной публики, — сказал мне после концерта взволнованный, радостный и усталый Андрей Борейко.
Уверена — это не последняя наша встреча.
juliaandr@gmail.com
На площади перед Ратушей выступил Международный молодежный оркестр I, CULTURE Orchestra
На вселенском языке музыки
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.