На все готовенькое!

Здесь любили обедать и президенты, и народные артисты
Здесь любили обедать и президенты, и народные артисты

...Ее назвали фабрикой–кухней в духе тех лет. В 1935 году, когда уникальное заведение только открылось в белорусской столице, газеты сообщили: мощность первой минской точки общественного питания — 65 тысяч блюд в день. На четверть миллиона жителей города! Плюс «филиалы» — от школьных буфетов до лавок с мороженым. Накануне войны персонал фабрики насчитывал более полутысячи работников. Кадровая политика велась прагматичная: лучших рестораторов переманивали отовсюду, даже из гостиницы «Европа».

«Суперстоловая», по воспоминаниям бывшего повара Сергея Тарановича, продолжала работать и в годы оккупации — с персоналом из местных, под надзором СД. Перед уходом из города немцы вывезли в Германию все оборудование: от паровых котлов до холодильников. Тем не менее в 1944 году кухня остановилась ненадолго, вот только ресторан заработал лишь через десять лет, зато уже с собственным джаз–оркестром.

Старейший мастер–повар «фабрики» Сергей Морской, нехитрые рецепты которого в застойные времена печатали во всех журналах, а домохозяйки переписывали друг у дружки, умер в 2000 году. Секреты его кухни хранит вдова Нина Гавриловна. Они пришли в минскую столовую N 1 почти в одно время.

— Сереже тогда 16 лет было, — вспоминает Нина Морская о событиях почти полувековой давности. — Я уже год как на фабрике–кухне работала, когда он появился. Мне в тот день нужно было салат готовить, и я ему бросила: «Нарежь лука!» Я ж не знала, что он год как отработал в обкомовской столовой...

Вскоре Морского сделали заведующим производством. Посещали фабрику–кухню не только студенты, для которых здесь были дешевые обеды, но и знаменитости.

— Однажды нам объявили, что приедет большая делегация артистов, человек двести, — вспоминает Нина Морская. — Так я повидала Мордюкову, Тихонова, Румянцеву. Мордюкова танцевала босиком, сбросив туфли, а Тихонов мне запомнился как очень красивый мужчина.

Задолго до «пришествия» «МакДональдса» фабрика–кухня стала первой точкой быстрого питания в Белоруссии. Здесь можно было даже заказать ужин... на дом. Сюда обращались, когда нужно было накормить особо дорогих гостей.

...2 июля 1974 года «Советская Белоруссия» на первой полосе сообщала, что «Президиум Верховного Совета, Правительство Белорусской ССР дали завтрак в честь Президента Соединенных Штатов Америки Ричарда М.Никсона и его супруги». Никсон побывал в нашей столице 1 июля, накануне 30–й годовщины освобождения республики. О чем беседовали Машеров, Сурганов и Киселев с американским коллегой, газета пишет достаточно подробно. А вот о том, чем угощали высокопоставленных лиц, — увы...

– Меню для Никсона составлял Сергей Морской, — подтверждает Александр Скаба, проработавший на фабрике–кухне четверть века.

— Сережа мог подать на «высокий» стол блюда из рыбы — очень уж он любил делать заливные и фаршировать карпа, щуку, а еще готовить слоеное желе, — предполагает меню для заморских гостей Нина Морская. Потому что точный перечень блюд, поданных американцам, так и остался для всех секретом.

По уверению собеседников, Никсон был небезразличен к молочными продуктам и разного рода соусам. А супругу президента Тельму или, как ее все называли, Пэт настолько тронуло гостеприимство минчан, что в порыве искренности та призналась: «Беларусь — самая прекрасная страна, которую я видела».

Здесь умели ценить своего клиента, кем бы он ни был.

– И к продуктам относились щепетильно, — продолжает Нина Гавриловна. — Отдельно были нож для сырого, вареного, так же и доски. Единственное, что плита на фабрике много лет стояла древняя: ее топили дровами. Приходили на утреннюю смену, а «рабочий стол» уже горячий. Только щепки для жару подбрасывали.

...Плита, которая стояла чуть ли не с довоенного времени, ушла в историю вместе с фабрикой–кухней. В 70–е годы на месте самой первой минской столовой появился ресторан «Папараць–кветка»...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter