На темы морали

К белорусской "разважлiвасцi" неплохо бы добавить и китайской мудрости

За всеми маршами и хождениями туда–сюда последних дней — за этой суетой как–то ушла на задний план тема мемориала в Куропатах. А ведь мы, общество, явно недоговорили, недодумали, недоосознали те большие вопросы, которые были подняты во время «круглого стола», проведенного редакцией нашей газеты. А говорить, осознавать, «грамадой» приходить к компромиссному консенсусу нужно.


Все, похоже, согласились, что в Куропатах захоронены жертвы политических репрессий. И все понимают опасность разделения жертв по конфессиям, этническому происхождению, политическим воззрениям. Поэтому мемориал — общенациональный, объединяющий, — как мне представляется, не может быть посвящен политическим репрессиям. Ибо стань он таким, он будет разделять. И вновь это будет место паломничества (и горлопанства) для одних и «хорошо, что сделали, но я туда не хожу» для других. Может быть, мы все сойдемся на том, что там лежат просто жертвы — времени, режима, политических страстей и амбиций, несправедливостей и жестокости.

Много вопросов. А ответ, пожалуй, один: если мы хотим (а мы хотим!), чтобы раны прошлого не разделяли нас сегодняшних, нужно ставить не памятник жертвам репрессий, а общенародный мемориал памяти и скорби. Необязательно в граните, можно же поискать, подумать, предложить что–то другое. Но — для всех. Чтобы каждый мог там найти свое и при этом спокойно, раздумчиво, уважительно подумать о другом.

Еще одна тема, на «круглом столе» «СБ» прозвучавшая, — это, назовем ее так, диалектика. Если уж говорим о политических репрессиях тех лет, то должны владеть и идеологией тех лет хотя бы на уровне единства и борьбы противоположностей. Следовательно, говоря (языком мемориала — в Куропатах, научным языком — в учебниках) о трагедиях, нужно помнить и о словах одного из участников: «По городам и селам БССР носились не только автозаки, но и тракторы, комбайны, строились города. Картина была очень разнообразной и далекой от всеобщей панихиды...» И говорить об этом нужно одновременно, это и есть диалектика (для строгих ревнителей — частный ее пример). Чтобы не получилось так, что, фигурально выражаясь, ВДНХ (а это и есть успехи государства, результат общего труда, наша с вами гордость) — в одной стороне, а мемориал — в другой. Как сделать, чтобы естественно, как в жизни и бывает, соединялось одно с другим, — не знаю. Но получилось ведь у С.Селиханова в «Хатыни» изваять скорбь, несломленность и обещание возмездия — одномоментно! — в одной фигуре? Значит, должно получится и у нас.

Беларусь сотрудничает, партнерствует, дружит с Китаем. Но давайте у китайцев еще и поучимся! Это не обидно, китайская культура подревнее многих будет. Так вот, в КНР разрабатывается новый Гражданский кодекс, который вступит в силу с 2020 года (а начинали в 15–м, даже завидно от намеренной и неуклонной неторопливости). И он недавно дополнен статьей «о недопустимости оскорбления памяти героев революции и искажения истории партийных подвигов». Не любят в Китае исторических нигилистов, не хотят плевать в свое прошлое и собираются запретить это делать почти что на уровне Основного Закона. И прежде чем возражать, вы подумайте: по итогам перестройки кому–то еще надо доказывать мудрость китайского народа и его руководства?

И вот еще что. Казалось бы, именно сейчас все, и государство, и общественность, должны озаботиться судьбой Куропат. Но опять, видимо, мешает борьба чьих-то амбиций. Мне, да и не только мне, очень жаль...

mukovoz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Артур ПРУПАС
Загрузка...