На таком автобусе нас не догонят!

МАЗ и в кризис успешно продает автобусы в Россию, занимая на рынке соседей одну из лидирующих позиций
Российский экспорт – наше всё

Минскую технику без преувеличения можно назвать белорусско-российской. Больше 250 предприятий России поставляют на МАЗ свою продукцию: двигатели, радиаторы, газовые системы, сырье и т. д. Двигатели Ярославского моторного завода – основа для грузовиков – в скором времени будут серийно применяться и для автобусов.

– Россия – основной торгово-экономический партнер завода, – говорит заместитель начальника управления маркетинга МАЗа Олег Журавлев.

Самые популярные модели – «МАЗ-206» и «МАЗ-226». За последние шесть лет регионы закупили две тысячи таких машин. Только для Олимпиады в Сочи пригнали 255 автобусов, полностью заменив старый автопарк.


Низкопольная модель – самая популярная, отличается повышенным комфортом

«Иностранцы» не выдержали

У техники завода вместо красивых имен – цифры. Автобус «МАЗ» и его порядковый номер: 103, 206, 215, 251... Белорусской торговой марке лишние слова ни к чему, она уже давно завоевала признание пассажиров.

Выпускать автобусы начали в 1992 году – перед заводом-гигантом стояла задача обновить потрепанный автобусный парк страны. Заключили договор с немецким «Неопланом». Но первые пять «иностранцев» колесили по столичным дорогам недолго – не выдержали белорусской погоды, большого количества пассажиров и плохих дорог.

В 1993-м собрали первый ­отечественный автобус – «МАЗ-101», по виду брат-близнец заграничного. После трехлетней шлифовки он трансформировался в надежный «МАЗ-103».

Сегодня на заводе выпускают полтора десятка современных автобусов: городские, пригородные, туристические, аэродромные, междугородние.

– На финальной стадии дизельный «Евро-6», – рассказывает Олег Журавлев. – Такие автобусы создаются в странах ЕС и соответствуют самым высоким экологическим требованиям.

Машины можно «заточить» под любой климат. Для северных районов делают специальную систему отопления и теплоизоляции салона, двойной пол, окна поменьше. Для южных – усиленную систему вентиляции и сдвижные форточки.

– Мы создаем не только пассажирскую, но и грузовую технику с новой, более комфортабельной кабиной, усовершенствованной тормозной системой. В кабине на 7-дюймовом дисплее отражается вся внутренняя жизнь машины, а также подсказки водителю, когда и что нужно подкрутить.

Горожане особо полюбили низкопольные автобусы. На входе нет ступенек, что облегчает жизнь мамам с колясками, маломобильным пассажирам, пожилым людям. Прокатиться за раз могут больше ста человек.

Новинка – газовый автобус большого класса «МАЗ-103965». Он создан на базе 103-й модели, поэтому обыватель вряд ли увидел разницу. Главное, что внутри спрятан двигатель Mercedes пятого экологического стандарта, работающий на метане. Мощный, с низким шумовым порогом, он получил статус лучшего городского автобуса на международном фестивале «Мир автобусов – 2015».


На автобусах для российских школьников пишут: «Дети». А на его белорусском собрате – «Школьный».

Кстати

Школьный товарищ

На учебу и домой белорусские школьники на селе добираются быстро и с комфортом. Три года назад в стране создали уникальный проект «Школьный автобус».

«Желтенькие» со специальной планировкой салона колесят по проселочным дорогам. Места возле прохода оснащены подлокотниками, на всех сиденьях – ремни безо-

пасности. Предусмотрено и место для сопровождающего, с которого хорошо просматривается весь салон. Есть и громкоговоритель, чтобы водитель мог делать объявления ребятам на улице. Ограничена только скорость – 60 км/час.


Подъемная сила


Светлана МАРКОВА

Каждый третий лифт на постсоветском пространстве сделан в Могилеве.


Могилевские лифты можно увидеть в здании Большого театра в Москве, на Ленинградской АЭС и даже на космодромах Байконур и Плесецк.

Свыше 130 моделей

«Могилевлифтмаш» в этом году отмечает свое пятидесятилетие. За эти годы предприятие стало одной из визитных карточек Беларуси. Оборудование для жилых домов и производственных помещений активно покупают страны ЕС и далекой Латинской Америки. Но все же самым активным партнером остается Россия.

В России, кроме дилерских центров, есть два совместных предприятия – в Нижнем Новгороде и Петербурге. Петербуржцы после Второго форума регионов в Сочи подписали соглашение о поставке 215 кабин. И заинтересовались ноу-хау – лифтами без машинного отделения.

– Такая конструкция оставляет больше простора для творчества в проектировке здания и позволяет сэкономить на строительстве. Дешевле обойдется и эксплуатация, что особенно ценит потребитель, – говорит генеральный директор Борис Ковалевский. – Плюс плавное и бесшумное движение, легко распахивающиеся двери. Лифты пригодны для офисов, многоэтажных домов и коттеджей.

За разработку коллектив «Могилевлифтмаша» удостоен премии белорусского Минпрома в области науки и техники. К слову, наград – отечественных и международных – у предприятия много.

С конвейера сходит свыше 130 только базовых моделей. По объемам предприятие вышло на пиковые показатели уровня 1990 года. Правда, тогда на потоке было всего два вида подъемников, зато партии – огромные. Сейчас 4,5 тысячи человек выпускают лифты мелкими сериями, разнообразные по форме, по цвету и назначению.


В ближайшее время в серию пойдет новая инновационная продукция – эскалаторы.

В ногу со временем

Конкурировать могилевчанам непросто: только в России за последнюю четверть века количество предприятий по производству лифтов стало больше в семь раз. Потому приходится осваивать что-то новое.

Конструкторы создали первый белорусский подъемник для людей с ограниченными возможностями. Сейчас в производстве несколько модификаций. Есть даже с автоматическими выключателями, которые срабатывают в случае опасности.

Наклонные платформы можно увидеть в подземных переходах и минском метро.

– На московской выставке Russian Elevator Week – 2015 высоко оценили эскалатор нашего производства, – говорит Борис Ковалевский. – Новая итальянская линия даст возможность производить их серийно.

Почти две трети продукции – инновационные разработки не старше трех лет. Неудивительно, что могилевчанам заказывают самое сложное лифтовое оборудование.

Разговор по существу

Слово держать умеем!

Беларусь и Россия строят экономическую политику так, чтобы реализовывать проекты не только в масштабе стран, но и областей.

Олег ЧИКИДА, первый заместитель председателя Могилевского облисполкома:

– Перспективность такого курса подтверждает то, что Форум регионов проводится уже в третий раз. Наш регион – одна из самых развитых промышленных территорий Беларуси. Занимаем в СНГ лидирующие позиции по выпуску самоходных скреперов, пассажирских лифтов, подземных автопоездов, продуктов питания, прицепной сельхозтехники.

Могилевщина в списке главных производителей шин и цемента, центробежных насосов и электродвигателей, резиновой обуви, перевязочных материалов, текстиля и мягкой кровли. И это еще далеко не все из того, что мы можем предложить потенциальным партнерам.

В прошлом году в Сочи подписали соглашения о сотрудничестве с пятью областями России – Тверской, Калужской, Ивановской, Пензенской и Рязанской. Заключили внешнеторговые контракты на тридцать миллионов долларов.

Региональные экономические связи планируем расширять и дальше. На Третьем форуме намерены подписать соглашения с Новосибирской, Свердловской, Тульской, Ленинградской областями.

– Чтобы зародившиеся связи переросли в долгосрочные отношения, они должны получать постоянную подпитку.

– Подписание бумаг – первый шаг. Весь год мы обменивались визитами с новыми друзьями, искали новые сферы для сотрудничества, гарантии на взятые обязательства. Могилевщина умеет держать слово! Это может подтвердить многолетнее сотрудничество более чем с двадцатью российскими регионами. Прямое общение хорошо подпитывает экономику регионов, помогает развивать инициативу в глубинке.

У области сложились тесные связи с Восточным административным округом Москвы. Наши предприятия связывают взаимовыгодные проекты. Регулярно устраиваем ярмарки, предлагаем москвичам качественные белорусские товары по доступным ценам.

Могилевские бренды хорошо известны в Белгородской, Кемеровской, Новгородской, Свердловской и многих других российских областях.

Экономические связи налажены от Калининграда до Ханты-Мансийского округа – Югры. Не просто наращиваем объемы взаимных поставок, укрепляем производственную кооперацию. Создаем сборочные производства, совместные предприятия.

– В программе минского форума – 26-я международная специализированная выставка «Бел­агро». Кто на ней будет представлять область?

– Наши перерабатывающие предприятия: «Бабушкина крынка», компания «Домочай», Могилевский мясокомбинат, «Могилевхлебопродукт», Быховский консервно-овощесушильный завод. Бренды известные. Думаю, что и на этот раз они порадуют своих постоянных партнеров и заинтересуют тех, кто пока еще только задумывается о сотрудничестве.

Практика показывает: где зарождаются коммерческие отношения, в перспективе развиваются и культурные связи. Реализуются совместные образовательные, научные и многие другие проекты.

Основная тема форума – социальная политика. Это логично – уровень жизни людей зависит от развития экономики страны. Мы готовы поделиться своим опытом, применить передовые российские наработки у себя. Многие проблемы у нас общие, потому и решать их проще, если объединить усилия.

Кристина Хилько
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter