На старт!

Завтра – финал Всебелорусского кросса на призы «СБ»
Завтра – финал Всебелорусского кросса на призы «СБ»

Итоговые протоколы — не самое интересное чтиво. Но иногда даже в этом царстве секунд и минут можно наткнуться на весьма удивительные вещи. Вот, например, Всебелорусский кросс на призы нашей газеты. 10 лет, а именно такой юбилей в ближайшую субботу отметит этот турнир, по мировым меркам — детский возраст. Однако уже сейчас среди его участников, выходивших на старт в разных уголках Беларуси, можно отыскать немало удивительных и ныне весьма известных фамилий. Причем если имена одной из сильнейших бегуний на средние дистанции Алеси Туровой или ее не менее известной «коллеги» Ольги Кравцовой и даже сестер–спринтерш Усович с бегом связаны напрямую, то представить в этой компании... Ивана Тихона я, признаться, не ожидал. Тем не менее обладатель лучшего результата нынешнего сезона и целой коллекции титулов в метании молота начинал с кросса. Или вот Рита Турова. Одно время лидер мировой ходьбы даже подумывала о марафонской карьере, но решила, что и пешком сможет успеть к большой спортивной славе.

А вот Азат Ракипов бегает марафоны. И не просто бегает, а побеждает! Успевая при этом из года в год показать класс на Всебелорусском кроссе. «Да, серьезных соперников у меня здесь почти не осталось, — улыбается он. — Но ведь именно с кросса в свое время начиналась моя марафонская карьера, и мне будет очень приятно, если кому–нибудь из выходящих на старт ребят мой пример поможет добиться больших спортивных успехов!»

— Кроссовые соревнования стали путевкой в жизнь для очень многих ныне известных атлетов, — справедливости ради стоит сказать, что карьера самого Азата начиналась, конечно, не с Всебелорусского кросса. — Например, мой первый серьезный успех связан с популярнейшим в советские времена кроссом на призы газеты «Правда». Это было в 1983 году. Тогда старты проходили в Таллине, и я сразу же выиграл «юношескую» двухкилометровую дистанцию. Это, кстати, было очень непросто. В «правдинском» кроссе выступали ребята со всей страны, и победа считалась очень престижной. Сейчас в Беларуси такого масштаба быть, конечно, не может, но значимость Всебелорусского кросса от того меньше не становится. Да и популярность его (а значит, и конкуренция на трассе) от года к году растет...

— В вашей карьере были и чемпионаты мира, и Олимпиады, и крупные международные марафоны. Что запомнилось больше всего?

— Во–первых, конечно, мой первый кросс «Правды». Олимпиаду в Барселоне хорошо помню. Я тогда бежал 1.500 метров. Кстати, в Афинах такого ощущения важности события и атмосферы праздника я не чувствовал.

— Кстати, в олимпийском году в вашей карьере состоялось еще одно важное событие: вы выиграли международный марафон в Тайване...

— Это, кстати, непросто было. Ведь я только в 2004 году в Гамбурге начал выступать на марафонах. К тому же на Тайване все сильнейшие собрались, кенийцы разные, марокканцы... Было очень приятно побеждать. Особенно при том, что в Афинах «блин» оказался комом...

— А как решились на марафон перейти? Там же, наверное, совсем другая специфика?

— Подготовка везде тяжелая. А вот психологически марафон, конечно, сложнее. У спринтеров как: пробежал быстренько — и свободен. А я пока эти 42 километра бегу, успеваю, кажется, обо всем подумать.

— О чем, например? О призовых, которые в серьезных международных марафонах зачастую превышают олимпийские призовые?

— Об этом во время бега редко вспоминаешь. О тактике думаю, о том, чего можно ждать от соперников, о том, как добежать дистанцию... Если честно, то нередко после 30–го километра начинаешь жалеть, что вообще стартовал, а ближе к финишу не остается сил даже думать... Просто бежишь на автопилоте. Не зря же за год среднестатистический спортсмен–марафонец может на высоком уровне пробежать только 5 — 6 стартов...

— Вот вы кенийцев упомянули. У них «расписание стартов» такое же? Ведь считается, что они там, в Африке, чуть ли не с кроссовками на ногах рождаются. Что ни марафон — они обязательно впереди. Как с ними вообще можно бороться?

— Превосходство африканских бегунов, кстати, несколько преувеличено. Да, чернокожие спортсмены часто побеждают, лидируют в мировых рейтингах. Но, обратите внимание, это ведь разные спортсмены! Те же кенийцы или эфиопы не бегают так долго, как, скажем, американцы или европейцы. Из них на начальном этапе стремятся выжать все соки, а потом, когда они «сгорают», перестают прогрессировать, просто отбраковывают. «Материала»–то много. Да и кто будет выяснять, как в той Африке тренируются и кого чем кормят...

— Образно говоря, обычный парень из Беларуси при должной подготовке может со временем достичь не менее значимых успехов, чем его кенийский сверстник?

— Если не больших! Ведь неспроста на Олимпиадах кенийцы побеждают нечасто. В тех же Афинах «золото» взял испанец Стефано Бальдини, вторым был американец, третьим — бразилец. Португальцы сейчас очень сильны, украинцы, кстати, подбираются в последнее время. Тому же Дмитрию Барановскому до рекорда мира сейчас не хватает всего–то 30 секунд!

— А наши что? Есть среди белорусской молодежи те, кто в будущем способен обставить кенийцев?

— У нас, кстати, марафонцы всегда были. Владимир Котов, Владимир Тямчик... Андрей Гордеев в январе стал третьим на серьезном марафоне в США. И молодежь способная есть. Вот, например, Сергей Чеберяк из Бреста в прошлом году был вторым на чемпионате Европы, Степан Роговцев стал шестым в молодежном забеге... Через год–два из этих ребят могут вырасти очень сильные стайеры! Кстати, они завтра будут бежать в финале Всебелорусского кросса, так что можете сами оценить их перспективы.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter