На Сретение капель – урожай на пшеницу

ПРАВОСЛАВНАЯ Церковь отмечает 15 февраля один из Двунадесятых, то есть главных непреходящих христианских праздников церковного года

  В переводе «сретение» обозначает «встреча» и символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу человечества в лице святого старца Симеона с Богом. Симеон был человеком праведным и благочестивым, один из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым было поручено перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон  прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», усомнился и подумал, что это описка. Вместо «Дева» нужно писать «Жена», и решил исправить текст. Но явившийся ангел Господень остановил руку святого Симеона, сказав, что это истинное пророчество, и пока старец не убедится в этом, не умрет.

По преданию, Симеону пришлось ждать исполнения обещания Божия около 300 лет. И вот в один из  дней по внушению Духа Святого он пришел в храм. В то время существовал Моисеев закон: если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм  для обряда посвящения его Богу. Согласно Евангелию, Пречистая Богородица и святой Иосиф на сороковой день после рождения Христа пришли в Иерусалим к храму Божию, принеся своего младенца, а для жертвы в благодарность Богу — двух голубят. Так встретились  Спаситель и святой старец Симеон. Он взял Младенца Иисуса  на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эти слова потом стали молитвой — «Песнь Симеона Богоприимца».

В IV веке в богослужебном календаре Иерусалима появился праздник Сретения. В Римской Церкви как самостоятельный праздник утвердился в конце V века, а в первой половине VI века — в Константинопольской.

Существует множество икон, посвященных Сретению. Изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Христос, старец Симеон, являющий собою как бы ветхий мир, принимающий на руки Спасителя, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдающая своего Сына на спасение мира.

В народной традиции церковный праздник Сретение переплелся с народными обрядами, получил еще более яркий оттенок, стал восприниматься и как встреча зимы с весной. Сохранилось в народе и второе название этого дня. Еще в дохристианские, языческие, времена был зимний праздник Громницы, который совпал  потом с церковным праздником Сретение Господне. В этот день приносили жертвы богу Перуну, или Громовнику. Считалось, что он посылает на землю первые животворные дожди, приносит тепло. По этому поводу придумал наш мудрый народ поговорки: «Громнимцы — скидай рукавимцы», «громнимцы — половина зимицы». Верили, что  «калі гром грыміць на зялёны лісток, то будзе багаты гадок». Голодный год ожидали, если первый гром прогремит на голый лес. Говорили, что это Перун выгоняет с земли злых духов.

Наблюдали внимательные люди на Сретение за погодой и приметили: сильный мороз, например, означал быстрое таяние снегов на полях, резкое потепление — плохой урожай, а метелица предсказывала затяжную зиму. Народное поверье гласит: каково Сретение, такова и весна; если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; снег посыплет — к затяжной и дождливой весне; если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлится еще долго, но богаче будет урожай. На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет. На Сретение небо звездное — зима не скоро начнет плакать, весна ожидается поздняя.

Говорили, что в этот день прилетает первый жаворонок, даже если он и замерзнет потом.

Подготовила Татьяна ПЕТРАШКЕВИЧ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter