На ручном управлении

Минск готовится принять IX Международный фестиваль театров кукол
Триумф белорусских кукольников на минувшей церемонии российской театральной премии “Золотая маска”, может, для кого-то и стал сюрпризом, но для тех, кто хоть немного следит за этим процессом, он вполне объясним. Не первый год белорусская критика в своем большинстве единодушна: лучшее, что у нас сегодня есть, — кукольный театр, а никак не драматический. Если быть еще точнее, кукольные спектакли для взрослых.


Спектакль “Убить Кароля” пензенского театра “Кукольный дом” удостоен четырех “Золотых масок”

Лауреатами “Золотой маски — 2016”, напомним, стали главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский за спектакль “Ваня”, поставленный в Санкт-Петербурге, его ученик Александр Янушкевич за пермскую “Толстую тетрадь” (в 2015-м он стал худруком в Пермском театре кукол) и художница Татьяна Нерсисян за оформление этого спектакля. Питерский актер Михаил Шеломенцев получил “Золотую маску” за роль в “Ване”, поставленном, кстати, Алексеем Лелявским по собственной пьесе. В Петербурге “Ваня” уже удостоился Высшей театральной премии города “Золотой Софит”.

Солистка Большого театра Беларуси (2009—2011) Любовь Андреева победила в номинации “Балет — современный танец / Женская роль” с постановкой Up&down Театра балета Бориса Эйфмана. За выдающийся вклад в театральное искусство в числе восьми мастеров награжден народный артист СССР Ростислав Янковский.

Таким образом, если суммировать, белорусы получили пять премий, три из которых у кукольников. Поэтому вполне естественно, что настроение у всех перед началом IX Международного фестиваля театров кукол, который пройдет в Минске с 13 по 

17 мая, весьма и весьма приподнятое. Международный авторитет Алексея Лелявского и до этого был велик, а тут еще и такое профессиональное признание!

Программа фестиваля, который проходит раз в два года, как всегда сильная. Сколько его помню, откровенных провалов на нем никогда не было. За два года все-таки можно создать спектакль с чистого листа и довести его до ума с прицелом на участие в фестивале.

Мы увидим 14 постановок из шести стран. Приедут спектакли из Бреста, Витебска, Могилева, Молодечно, Гродно, Гомеля, Каунаса, Тель-Авива, Краснодара, Санкт-Петербурга, Пензы, Варшавы, Полтавы. Лучшие творения покажут областные кукольные театры Беларуси. Идти спектакли будут на пяти театральных площадках.


Режиссер Алексей Лелявский готов принять лучшие кукольные спектакли в Минске

Жюри на фестивале нет. Акцент в программе по доброй традиции сделан на постановках какой-то одной страны, в нынешнем году это Россия. Например, пензенский театр “Кукольный дом” покажет спектакль “Убить Кароля”, удостоенный четырех “Золотых масок”. Белорусский государственный театр кукол выставил “Интервью с ведьмами” Евгения Корняга.

По словам Лелявского, неправильно, если фестиваль превращается в бенефис кого-то из режиссеров. Так бы и получилось — режиссер Лелявский очень продуктивен. Гродненский театр хотел заявить его спектакль “Визит старой дамы”. Недавняя премьера “Птицы” так и просилась в афишу... “Мои спектакли можно увидеть в другое время, они идут в репертуаре”, — подчеркнул режиссер.

Горький, Платонов, Чехов, Макиавелли, Мрожек... “Тростниковая вода” из Краснодара удивит масштабом — спектакль поместился только на большой отремонтированной сцене ТЮЗа. Театр “Бай” из Польши в своей постановке “Гусыня, смерть и тюльпан” говорит с детьми на серьезные философские темы. “Мандрагора” Минского областного театра кукол “Батлейка” — совсем свежая работа, премьеры еще не было даже в Молодечно.

Несомненно, вызовет любопытство спектакль Могилевского областного театра кукол “На дне”, поставленный Игорем Казаковым. Несколько лет назад Казаков взорвал театральный мир своим “трагифаршем” “Гамлет”. На этот раз драма Горького обозначена у него как “экзистенциальная драма в 2 актах отчаяния”. Значит, снова стоит приготовиться к интеллектуальному экстриму.

Перед форумом следует набраться сил. Марафон предстоит выматывающий. В один из фестивальных дней покажут сразу пять спектаклей. Идти они будут начиная с 12.00 и до глубокого вечера. Кроме того, во время форума пройдет концерт известного музыканта Леонида Павленка (“НагУаль”, “Маланка Orchestra”), активно пишущего сейчас музыку для театра и кино.

Любой фестиваль хорош тем, что дает возможность посмотреть на один и тот же предмет с разных сторон. У нас предмет для обсуждения один — современный кукольный театр. Но каким же разным он, смею надеяться, будет. Просто дух захватывает. Так что коллекционируем впечатления, отчаянно не соглашаемся с режиссерами, спорим друг с другом и попутно готовимся к новым “Золотым маскам”, а они, уверен, в нашей копилке окажутся еще не раз.

Прямая речь

— Некоторые критики оценивают сегодняшнее положение театра кукол в нашей стране как весьма приличное, — считает Алексей Лелявский. — Но это не значит, что такое состояние будет продолжаться и дальше. Нам надо посмотреть, во-первых, что происходит у нас, во-вторых — что происходит вокруг. В белорусской программе, по-моему, много интересного. Увидим, что наработали театры за последние два года.

Сергей Петров

infong@sb.by 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter