Выставка к юбилею художника Владимира Ткаченко посвящена воспеванию красоты белорусской земли

На родной земле

Художник Владимир Ткаченко и его отклик на время

На выставке Владимира Ткаченко в художественной галерее Михаила Савицкого практически нет людей. То есть посетители есть, а вот на полотнах, развешанных по стенам, людей почти нет. На фоне такого «безлюдья» чрезвычайно важным оказывается лицо самого художника — бородатое, сосредоточенное, даже чуть мрачноватое. Этот автопортрет Владимир Александрович написал 5 лет назад к собственному 70‑летию. Еще раньше он зафиксировал себя 60‑летнего. В этом году художнику 75. «Но новый автопортрет не пишу, пока рано», — как и большинство творческих людей, Владимир Александрович немного суеверен. Другое дело, юбилейная выставка. Ткаченко назвал ее «Взгляд» — и показал мир, занимающий отведенное ему место в пространстве и времени, прошлом и настоящем. Пятьдесят шесть работ, по большей части пейзажей, — и это лишь десятая часть из того, что, как шутит сам художник, «не стыдно показать людям».


Лирик по своей природе

Владимир Ткаченко (не путать с тезкой, гитаристом золотого состава мулявинских «Песняров») — художник негромкий, без экзальтации в поведении, рассуждениях и искусстве. В его работах нет кричащей моды и шика, но есть долгая жизнь и уверенность в ее правильности. Он много лет остается верным своим пристрастиям, не поддаваясь искушению, подобно многим коллегам, попробовать себя в чем-нибудь «современном». 
Пейзажная лирика Ткаченко посвящена воспеванию тихой красоты родной белорусской земли. 
Он открывает зрителям, как прекрасны цветущие льны и ржаные поля, наши сосновые, еловые и лиственные леса; как по-разному ведет себя природа в июльский зной и майскую грозу — не зря Владимира Ткаченко называют одним из главных лириков белорусского пейзажа. Его «Взгляд» именно об этом — лирике. Даже названия у произведений поэтические и многозначные, полные намеков или стихотворно-песенных отсылок («Дуют ветры осенние», «Соловьиный лог», «На земле мир», «Хлеба зреют»).

— Человек больше всего нужен там, где он родился. Никакое другое место не примет тебя с таким теплом и любовью, как Родина. Сколько художников, в том числе Фердинанд Рущиц, уехало искать счастья, но реализовать себя там, за границей, не смогли. Все лучшее было создано ими здесь, на своей земле, — убежден Владимир Ткаченко.

К истокам

Пишет он всегда с натуры. Но откуда у коренного минчанина, сугубо городского жителя, такая любовь к деревне, природе, тихим лесным пейзажам? Художник объясняет:

— А это свойство всех людей — быть ближе к природе. Потому что все мы люди от земли. Мне интересно писать природу еще и потому, что она всегда позирует. И всегда разная. Все прекрасное, что есть в моих картинах, берется из реальности, мира вокруг.
Отдельным блоком на выставке представлена живопись мастера, откликающаяся на политические события последних нескольких лет. Точка отсчета, которая стала смысловым ядром экспозиции, — это картина с говорящим названием «Память». Рядом — совсем свеженькая «Граница», датированная началом этого года.
— Я писал ее с натуры — недалеко от Друи, где проходит белорусско-латвийская граница. Это мой отклик на время, рефлексия на тему боли и душевных травм, которые несут войны и вооруженные конфликты. Хорошо, что в последнее время начали громко и вслух говорить об истории, сохранении памяти. Сегодня люди слишком погрузились в заработок и материальное, но деньги ли в конечном счете нам останутся?.. — задается вопросом художник.

Созвучна «Границе» по настроению и картина «Курган». Работа не новая, но вписалась в этот ряд вполне органично.

— Не буду скрывать, она мне очень тяжело далась. Как эмоционально, так и физически. Я тогда заболел пневмонией: собирал материалы для будущих картин и простыл, подорвал здоровье. Когда немного поправился, сразу же сел за работу. Это для меня самый лучший отдых, — делится Владимир Ткаченко. — Я человек ленивый, как и все живые существа. Но мне повезло в жизни: я занимаюсь тем, что люблю, от чего получаю удовольствие. Мне кажется, эта выставка появилась очень вовремя для общества, она соответствует времени. Можно было бы дать больше страсти, напряжения, но зачем? Моя задача как художника в том числе помочь достичь зрителю душевного облегчения.
С 1975 года Владимир Ткаченко руководит изостудией в ДК Минского тракторного завода, в которой когда-то сам учился живописи. Работы мастера находятся в Национальном художественном музее Беларуси, фондах Белорусского союза художников, частных собраниях России, Германии, Японии.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter