На прочном каркасе традиций

Дзержинский  экспериментально-механический завод  стал  надежным  партнером  МАЗа

Дзержинский  экспериментально-механический завод  стал  надежным  партнером  МАЗа

Совсем недавно Дзержинский райисполком выпустил каталог товаров и услуг, которые нынче способен предложить район. Открывает его экспериментально-механический завод. «Предприятие интересное и перспективное, находится на подъеме», — дал краткую характеристику местному промышленному флагману председатель райисполкома Николай Артюшкевич. 

Завод проектировался и строился в 70-е годы прошлого столетия для удовлетворения нужд строительного комплекса республики, прежде всего — средствами механизации и технологической оснастки. Выпускались строительные леса, бетоносмесители, бетономешалки, формы для заводов крупнопанельного домостроения, железобетонных конструкций. Тогда, да и сейчас, большой спрос был на бытовые отопительные котлы для индивидуальных домов, бойлеры и т.п. 

В то время, когда стройиндустрия сократила объемы работ, а следовательно, и заказы ДЭМЗу, предприятию пришлось искать новое место под солнцем. Соглашались на любые предложения. Но постепенно переквалификация взяла вектор в сторону производства ремонтных работ. Стали чинить кузова автобусов, троллейбусов, трамваев, вахтовых автомобилей. А когда в стране родилась программа автобусостроения, ДЭМЗ со своими наработками стал первым подручным МАЗа в этих перспективных делах. В 2000 году совместным приказом двух министерств – архитектуры и строительства и промышленности – завод был передан в состав объединения «Белавтомаз». 

— Хотя и ранее наше предприятие было успешно работающим, но с этого момента обрело второе дыхание, — подтверждает главный инженер Валерий Пик. – Основной продукцией теперь стали каркасы автобусов. 

На сегодняшний день завод выпускает остовы всех типов автобусов, освоенных МАЗом, за исключением одного – для обслуживания пассажиров в аэропортах. Тот автофургон шире, и из Дзержинска его нельзя транспортировать на основное предприятие. Зато освоен выпуск грузовых платформ для самосвалов семейства МАЗ. Не отказались также дзержинцы от отопительных котлов, могут предложить три их модификации. Идут навстречу своим бывшим основным партнерам – могут выполнить заказы по оснастке, металлоконструкциям. По-прежнему держат связь с МАПИДом, выпускают для него формы наружных стеновых панелей, плит перекрытий, панелей индивидуальных домов, декоративных ограждений. Берутся и за эксклюзивные заказы. Например, заводом были выполнены опалубки колонн железнодорожного вокзала в Минске.  

Автобусный остов явился и  «сокровищницей» новых рабочих мест в городе. В настоящее время численность работающих на ДЭМЗе составляет примерно 500 человек, т.е. после объединения с «Белавтомазом» возросла почти на 200. Потребовались преимущественно сварщики. В городе такого количества готовых специалистов набрать было невозможно. Пришлось самим налаживать процесс обучения, вводить должность инженера по подготовке кадров, подключать технологов для проведения теоретических и практических занятий. И это дало свои результаты. 

Сейчас предприятие укомплектовано квалифицированными кадрами, слывет успешным и престижным. Средняя заработная плата в летний период, т.е. с отпускными доплатами, превышала 900 тыс. рублей, в прошлом месяце составила 870 тысяч — чуть меньше, но все равно прилично.  

Вознаграждение, тем не менее, по труду. Завод систематически выполняет все прогнозные показатели. В позапрошлом году, например, рост объемов производства составил 173 процента, в 2006-м — 182. Для МАЗа поставлено за год продукции на 17 824 млн. рублей – 92,2 процента общего объема.  И в этом году прирост уже к прошлогодним результатам должен быть на уровне 138 процентов. Каркасное направление стало остовом экономики ДЭМЗа.  

Производство постоянно модернизируется. В этом директор Евгений Колесник и главный инженер Валерий Пик видят непременное условие дальнейшего роста выпуска продукции.  

Качество же изделий, отмечает главный инженер, МАЗ периодически проверяет следующим образом: выборочно готовый автобус опрокидывается со специальной эстакады на бетонную площадку. Затем специалисты исследуют, что и как повреждено, а что выдержало проверку. На последних испытаниях, проводимых в нынешнем году, каркасы претензий не вызвали.     

Заводской идеолог Нина Римкевич пережила всякие времена. Но не помнит такого, когда бы завод бедствовал. Потому что его руководство экспериментировало, искало и находило свою нишу в экономике области и страны. При этом всегда заботилось о людях. Вот и сейчас на предприятии имеются три общежития, добротная столовая, стоматологический кабинет. И все это тоже составляющая часть остова успехов ДЭМЗа. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter