На песенном поле заборы не нужны

Гость «СОЮЗа» — народный артист Беларуси Яков Науменко...

Певца Якова Науменко его многочисленные поклонники давно называют своим — народным. Без его песен не обошлись такие известные в Беларуси коллективы, как ансамбли народной музыки «Свята» и «Бяседа». В Российской академии музыки имени Гнесиных Науменко учили Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Гелена Великанова, Нина Мешко. Он объехал с концертами всю страну. И вот совсем недавно звание народного артиста Беларуси Якову Павловичу было присвоено официально. Сегодня известный певец по–прежнему выступает сольно и в составе Национального академического народного оркестра имени Жиновича.


— Яков Павлович, не пора ли учредить звание народного артиста Союзного государства?


— Аналог народного артиста СССР? Я думаю, важнее восстановить культурные связи. Ведь та тяга, которая существовала у советских слушателей к творчеству исполнителей разных национальностей, населявших нашу большую страну, никуда не исчезла. Певцы и певицы, приезжая с выступлениями в другой край, что–то привносили свое, характерное только для этого народа, в культуру соседей. Такого взаимообогащения нам и не хватает. Если мы хотим, чтобы что–то сдвинулось в этом вопросе, нужно сначала возродить в исходном варианте «обменные» Дни культуры. То, что есть сейчас, — мелкие акции. Раньше белорусские артисты целыми поездами ездили, а теперь — один коллектив и два солиста: обычно танцевальный ансамбль и какой–нибудь академический хор. Мало представлено национальное, особенно эстрадное, народное творчество.


— А «Славянский базар в Витебске»?


— На мой взгляд, такие фестивали должны проходить и в разных городах, и в разных славянских странах. Следует вывозить белорусских артистов и в Россию, и в Сербию, показывать тамошней публике, кто и как у нас поет и танцует. Вот тогда о Беларуси, об ее искусстве будут больше знать во всем мире.


— Но российских гастролеров в Беларуси хватает.


— Все те же знакомые лица — Киркоров, Меладзе. А современных молодых музыкантов — талантливых, интересных мы и не знаем. Я из профессионального любопытства могу в интернете что–то посмотреть, а слушатель? Он довольствуется «фабрикой звезд», которая тоже изредка у нас бывает.


— Вы выступаете в России?


— Редко. В основном клубные концерты и сборные. И люди потом подходят и говорят: «Ничего себе! Мы думали, что у вас после Тихановича с Поплавской все закончилось».


— Кто из современных певцов вам интересен?


— Елена Ваенга. Она из тех артистов, кто создает на сцене образ. Я Ваенгу называю «Высоцкий в юбке».


— Напомните, что за случай произошел с вами, когда вы стали в 1988 году лауреатом II Всесоюзного радиоконкурса «Новые имена»?


— На финальном концерте в московском Колонном зале Дома союзов я пел две песни: эстрадную и акапельно народную. И при этом подыгрывал себе на дудочке. Закончил выступление — в зале мертвая тишина. Все, думаю, провалился по полной программе. Проходит несколько мучительных секунд, и вдруг раздались просто–таки оглушительные аплодисменты! У меня получилось создать такой образ, что пока люди его не пережили, не прочувствовали, то могли отреагировать на мое выступление как–то иначе. После конкурса мне предложили учиться в знаменитой на весь мир Гнесинке.


— В вашей биографии есть еще и Севастопольский приборостроительный институт.


— С 1976 по 1977 год. У меня сестра жила в этом городе, туда я и поехал. Тогда профессия инженера была модной. Учился почти на отлично, но вовремя понял: не мое. И чужое место не хотелось занимать. Забрал документы и направился с ними в военкомат — забирайте. А там сказали — только флот, но, правда, в Севастополе.


— До Гнесинки вы успели два года проучиться и в минской консерватории.


— На хоровом дирижировании. Но увидел, что не могу в ней получить необходимого. И уже будучи профессиональным артистом в 1994 году я все же отправился в Москву. Впитывал в себя на отделении вокала все новое, как губка. После общих занятий я у преподавателей мог часами выпытывать знания индивидуально.


— Без каких песен публика не отпускает вас с концерта?


— Таких, как «Пiце госцiкi». Ни одно выступление не обходится без советских шлягеров «Кто тебе сказал?», «Городские цветы», «Эти глаза напротив».


— Вы сейчас доделываете новый альбом...


— В нем будет 17 народных песен в современной аранжировке.


— Странно было узнать, что вы когда–то расстались с Минском.


— У нас с женой Аллой, которая работала музыкальным редактором на телевидении, была очень насыщенная жизнь, и просто захотелось покоя. Сначала появилась под Жодино дача, затем купили там же квартиру, а после все это продали и построили недалеко дом, в нем и живем почти два года. Разводим цветы. И радуемся общению с парнями–внуками — их нам сейчас привезла дочь Вероника: белорусские телезрители должны помнить ее по программе «Бархатный сезон». Она с мужем работает в Лионе на Euronews. А наш сын Тихон перешел на четвертый курс Института журналистики.


Олег Климов

KLIMOV@SB.BY

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter