Постановление Совмина № 384 от 16 мая войдет в историю как уникальный документ, не продержавшийся и полгода

На одного с сошкой — семеро с ложкой

Постановление Совмина № 384 от 16 мая войдет в историю как уникальный документ, не продержавшийся и полгода...

Постановление Совмина № 384 от 16 мая войдет в историю как уникальный документ, не продержавшийся и полгода. Касалось оно перепланировок, установки спутниковых антенн, кондиционеров, замены покрытий полов, окон на стеклопакеты — в общем, любого переустройства жилья. Нормативный акт вызвал шквал негодования граждан, и на днях по требованию Главы Администрации Президента Андрея Кобякова направлен на доработку. В статье «А надо ли усложнять и без того сложную жизнь» («СБ» от 31 мая) я высказывала опасения, что гражданину понадобится несколько месяцев хождений по инстанциям, кипы бумаг и согласований на них, а также 400 — 500 долларов на то, чтобы, например, иметь возможность смотреть спутниковые телеканалы. Так оно и вышло: проектные организации не стали связываться с мелкими перепланировками, чиновники не справились с объемом согласований. Итог: тут же появились посредники, которые за дополнительную плату берут на себя оформление всей документации.


— Должны быть стандартные, внятные требования к проводимым работам. Не нужно никаких согласований, но если после выполнения этих работ к тебе возникнут претензии, выяснится, что ты сделал переустройство в нарушение установленных требований, — отвечаешь на полную катушку, — золотые слова сказал по этому поводу Андрей Кобяков. На исправление ошибок отведено два месяца. Отлично! Однако вернулась я к теме не за тем, чтобы сообщить только эту приятную новость. Есть у меня важное дополнение.


Можно по–разному относиться ко всякого рода рейтингам. Однако игнорировать оценки международных экспертов не следует. Их читают и, главное, учитывают инвесторы. Потому что еще никому не удалось оспорить результат. Если Сингапур 8 лет подряд занимает первую строчку рейтинга Всемирного банка Doing Business, то там действительно есть чему поучиться. Новое предприятие можно зарегистрировать за 3 дня. Контакты бизнесменов и чиновников сведены к минимуму, административные процедуры — через интернет. Один из самых низких уровень коррупции. Итог: в 2012 году на 1.000 трудоспособных жителей создано 8 новых бизнесов. У нас, для сравнения, один. Хотя войти в тридцатку стран с наилучшим бизнес–климатом, как предусмотрено стратегией социально–экономического развития, вполне реально. Более того, в условиях мирового спада экономики нам это надо как воздух. Аналогичную цель, к слову, ставит и Россия, к 2018 году. Но нашей союзнице придется подниматься с 92–го места в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса–2014», а не с 63–го, как нам. Давайте разберемся, что в этом деле мешает.


Сети под напряжением


Довольно высокий рейтинг Беларуси обеспечили простота регистрации собственности, создания предприятий, получения разрешений на строительство и обеспечение исполнения контрактов. По всем же остальным, замечу, гораздо более важным позициям, страна, к сожалению, не в голове, а в хвосте поезда. Скажем, при подключении к электросетям отечественному предприятию понадобится преодолеть 7 процедур, бродить по инстанциям 161 день и потратить 432 процента среднего дохода на душу населения. Утомительно, долго и дорого: итог — 168–е место. А теперь сравните с Сингапуром: 4 процедуры, 36 дней и 27,5 процента дохода. В Германии подключают к сетям за 17 дней. Это лучший результат в мире.


Конечно, Минэнерго будет всячески оправдываться. Мол, данные для рейтинга поступают с опозданием на год и многое по упрощению процедур уже сделано. А чтобы пойти дальше, надо радикально менять законодательство, и над этим работа идет. Бизнес приглашен к открытому диалогу: предпринимателям разосланы анкеты для изложения предложений. Это я вкратце передаю слова одного из заместителей министра, комментировавшего прошлогодний, еще худший результат — 175–е место. Он же рассказывал, как умудряется уложиться в 17 дней Германия. Ничего нового: принцип «одного окна». Предприниматель приходит в соответствующую инстанцию два раза. Первый — чтобы написать заявление и выбрать тариф, второй — забрать готовые документы. Все остальное делают специализированные проектные бюро, подрядные организации, которые имеют лицензию энергетиков. Что мешает это сделать нам? Структуры госуправления, которые по определению не умеют себя реформировать или затягивают реформы на десятилетия.


Действовать, на мой взгляд, тут надо решительно. Как, скажем, преобразовали бюро технической инвентаризации и регистрации (пресловутое БРТИ). Напомню, что там творилось до того: очереди, толпы блуждающих от специалиста к специалисту измученных людей, сбор всевозможных устаревающих по пути справок, посредники, готовые «за интерес» ускорить процесс. А нынче: одна справка — копия лицевого счета — и максимум через 4 дня. И вы — новый собственник недвижимости. Даже к риэлтерам нет необходимости обращаться. И, заметьте, практически никаких скандалов с «серыми» криминальными сделками. Потому что вся информация о квартире в едином регистре. Просто, удобно, недорого. И — законное 3–е место в мире. Точно такой же революционный шаг был предпринят для упрощения регистрации бизнеса. Волевым решением сверху отменены лишние справки и согласования. И что? Разве кому–то стало хуже?


Шаг вперед, два назад


Но регистрация бизнеса или собственности — процедура разовая. Что толку быстро учредить предприятие? Ведь чтобы, к примеру, начать работать и зарабатывать деньги, первое, что нужно: снять или купить офис, магазин, мастерскую. Казалось бы, и в этом направлении у нас сделан важный шаг. Упрощен перевод квартир на первых этажах домов в нежилые помещения. Чтобы на рынке было из чего выбрать. Однако вся «фишка» в том, что в таком новоиспеченном нежилом помещении нельзя открыть ни парикмахерскую, ни магазин, ни аптеку, ни офис — ничего! А хотите бизнес? Тогда... добро пожаловать в ад. Процесс этот называется реконструкция. Причем перечень процедур совершенно одинаков, как если бы вы надстраивали 6–й этаж над «хрущевкой», возводили новый завод в чистом поле или просто меняете профильное назначение помещения — вместо офисных столов поставили торговые прилавки.


Эту историю мне рассказала предпринимательница. Несколько лет она строила административное помещение в Минске в жилом доме. Вложила немало денег, чтобы открыть небольшой магазинчик. Но в административном помещении магазину быть нельзя, надо обязательно менять целевое назначение на торговое. Пошла дама с документами на недвижимость в «одно окно», да так там и застряла. Выяснилось: дома у нас нынче сдаются поэтапно: сначала квартиры, потом офисы и в конце подземные гаражи и стоянки. Теперь горе–бизнесменша нервно ждет, когда же застройщик выполнит все оставшиеся работы по благоустройству территории, введет дом целиком и, главное, вернет земельный участок исполкому, а тот — передаст товариществу собственников. Попыталась выяснить в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома целесообразность такого ожидания, которое может затянуться как минимум до полугода со всеми вытекающими последствиями, то бишь прямыми убытками для предпринимателя. «Перечень документов утвержден постановлением Правительства», — таков был ответ.


Но даже когда предпринимательница получит разрешение на реконструкцию, ей снова понадобится в «одно окно». Подать заявление на проектирование. Рассматривается оно от 15 дней до месяца. Затем нужна схема будущего магазинчика и согласование технических условий в... 14 (!) организациях, начиная от санстанции, МЧС до ГАИ, «Водоканала» и электросетей. Причем в каждую из служб надо явиться лично. А уж что у вас потребуют в обмен на разрешающую подпись, даже трудно представить. Одного будущего владельца станции техобслуживания заставили заказать исследования на радоновое излучение стен, хотя блоки, из которых они сделаны, не с луны завезены, отечественного производства. Еще одной предпринимательнице понадобилось 2 месяца только на то, чтобы выяснить: можно ли в бывшей швейной мастерской устроить обувную? Устно в разных инстанциях ей давали совершенно противоположные ответы. Но если нет четкости, то представляете, какое тут открывается необъятное поле для коррупции? А то, что новый бизнес на том расцвел, — непреложный факт. Риэлтерские агентства всего за 2 тысячи долларов готовы походить за согласованиями для вас. Итого: реконструкция, даже если вы ничего не собираетесь менять в помещении, только его назначение, обойдется от 5 тысяч долларов в эквиваленте и займет от полугода до нескольких лет. Как вам такой вход в бизнес? Причем, если предприниматель пожелает из магазина снова сделать офис, то весь путь придется пройти заново.


На мой взгляд, Правительству надо срочно думать: как поменять условия игры? Не должен предприниматель бегать по инстанциям! Его задача — создавать добавленную стоимость, прибыль и платить налоги в бюджет. Но знаете, почему в этом материале не назван ни один реальный персонаж? Хотя при его подготовке я добросовестно опросила десятки бизнесменов разного уровня. Все они охотно говорят о проблемах, ругаются и чертыхаются, но смертельно боятся себя афишировать. Потому что у нас любой санитарный врач или инспектор пожарнадзора может одним росчерком пера положить предпринимателя на лопатки. Тогда о какой простоте ведения бизнеса можно говорить?


Предлагаю, как в случае с БРТИ, в исполкомах ввести жесткий и реальный, а не липовый принцип «одного окна». И чтобы любой гражданин, не обязательно предприниматель, приходил туда ровно два раза. Первый — чтобы обозначить свою конкретную проблему, и второй — забрать готовые документы. Причем в четко регламентированные сроки. И никаких согласований. Правила, как точно заметил Андрей Кобяков, должны быть просты и понятны. А если нарушил — отвечай!


Прямая речь


Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства:


— Один крупный бизнесмен купил детский садик, чтобы открыть там производственный цех. На согласования ушло 5 лет! В итоге бизнес, который он там собирался начать, морально и технически устарел. Теперь вот думает, что делать...


Советская Белоруссия №210 (24347). Среда, 6 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter