На обочине

Какие опасности поджидают водителей–«дальнобойщиков» в пути?
Какие опасности поджидают водителей–«дальнобойщиков» в пути?

«Ничегошеньки не слышал, спал как убитый», — ошарашенно смотрел на пустой поддон для запаски Константин, водитель большегрузной «Скании». Сотрудники патрульно–постовой службы, месяц дежурившие в засаде, той ночью задержали четырех воришек, жителей Узды, на протяжении полугода «разувавших» фуры «дальнобойщиков». Нынешние зимние ночи хоть и относительно теплые, но померзнуть патрульным пришлось изрядно, прежде чем удалось схватить злоумышленников за руку. 364–й километр трассы Брест — Москва стал роковым не для одного Константина. В сарае главаря шайки при обыске было обнаружено 106 колес гигантского размера (одно такое на «черном» рынке идет по 350 долларов) и 600 литров солярки, не иначе как слитой из бензобаков транзитных «Мерседесов» и «Вольво». Официально по «дорожному» делу проходит более десятка потерпевших.

Транс на трассе

Для очередной и по воле судьбы финальной вылазки автоворы выбрали туманную ночь. Желтый «Фольксваген–Транспортер», куда загружалась добыча, подельники оставили за поворотом. Через лес пробрались к неохраняемой стоянке возле АЗС. К радости четверки, «карман» не пустовал. Постучав в боковое стекло кабины, воры убедились, что шофер спит мертвым сном. С помощью метровых кусачек освободили запасное колесо от замка и сняли с креплений ящик с водительским инструментарием. За сим неблаговидным занятием и были застуканы нарядом.

У этого «бригадного подряда» на трассе было несколько «рабочих точек». Самыми «урожайными» считались ночи, когда удавалось «обработать» две–три фуры. Ворованные колеса прятали в лесу, а на обратном пути загружали в фургон. Для слива дизтоплива злоумышленники приспособили 20–метровые шланги с электромоторчиками. Горючее разливали в 30–литровые канистры. Словом, технологию преступного промысла отработали до мелочей.

В том же Минском районе в прошлом году зафиксированы две кражи грузов из крупногабаритных машин. Почерк тот же: ночь, туман. Однако установить причастность узденцев к этим происшествиям пока не удалось.

Днем 364–й километр выглядит вполне цивилизованно. Место не глухое, а, напротив, довольно бойкое. В двух шагах — автозаправка и платная стоянка, которая, впрочем, заполнена всего на треть. Многие «дальнобойщики» предпочитают на охране груза и собственной жизни экономить — на площадке перед охраняемой парковкой яблоку негде упасть. Большинство водителей спит. Вместе с командиром 4–го взвода 1–й отдельной роты полка ППСМ Андреем Пасютой долго кружим возле кабин. На наш стук реагирует хозяин многотонной «Ивеки».

— Пока пустой, жду загрузки, — объясняет Николай, работник белорусской фирмы–перевозчика, остановку в пути. — Иначе заплатил бы деньги и поставил машину под охрану. Хотя другие рассуждают иначе. Час парковки на наших охраняемых стоянках — в среднем 400 рублей (в России примерно столько же). За поездку на «постой» вылетает долларов 60. Эти деньги заложены перевозчиком в дорожные расходы, однако некоторые предпочитают положить их в карман.

Путь Николаю предстоит в Новороссийск — более 4 тысяч километров в один конец. Дорога — всегда лотерея, не знаешь, какой билетик выпадет: счастливый или нет. В Беларуси Николай, по его же собственному признанию, чувствует себя за баранкой относительно спокойно, а вот на бескрайних российских просторах, говорит, сюрпризы поджидают на каждом километре. Однажды в Челябинске парочка вертких парнишек в «униформе» — спортивных куртках и вязаных шапочках — за считанные секунды оборвала шланги высокого давления, питающие тормозную систему прицепа. Шофер по газам — стоп машина. Пришлось обменять сотню долларов на корявый автограф некоего Петьки Кривого, представившегося местным «авторитетом». Впрочем, «охранная грамота» одного бандита порой вовсе не закон для другого рэкетира, претендующего на ту же «зону влияния».

Черт в кабине

В начале нынешнего тысячелетия, отмечают сотрудники управления уголовного розыска УВД Минобл-исполкома, дорожная преступность активизировалась. За один только 2001 год оперативники задержали две «мобильные» группы. Одна орудовала на гродненской трассе, другая — в Минске. Стиль «минчан» отличался особым нахальством. Фуры преследовались на легковушках. Причем средь бела дня. Как только «дальнобойщик» притормаживал, один из пассажиров внезапно запрыгивал к нему в кабину. Вслед за «акробатом» на водительское сиденье забирались остальные налетчики и обдирали шофера как липку.

«Коллеги» злоумышленников с трассы применяли иную тактику. Выбрав жертву, вели ее до ближайшей остановки — парковочного «кармана» или кафе — и требовали плату «за проезд». Кстати, в этой истории тоже не обошлось без эпистолярного жанра. В данном случае свой крестик под «индульгенцией» на свободу передвижения ставил некто Феликс Минский, еще один новоиспеченный «хозяин трассы». В конце концов наглость грабителей перешла все границы. В один прекрасный день кривая дорожка привела их в Смолевичский район. Возле придорожного кафе Минский и компания вытрясли из заезжего россиянина 3,5 тысячи долларов. Мелкую обиду — долларов 100 — 200, говорят сами «дальнобойщики», еще можно проглотить (не до милицейских разборок — нельзя выбиваться из графика). Но на сей раз аппетиты грабителей оказались куда больше установленных «тарифов». Россиянин обратился в милицию, и Феликса с шайкой задержали по горячим следам. Дерзость подельников объяснялась просто: все были наркоманами.

В последнее время дерзких нападений на фуры совершается все меньше. Охотники за транзитными грузами и водительским скарбом стали осторожнее, а потому и их поимка — задачка со многими неизвестными. Кстати, сотрудники областного угрозыска в прошлом году обезвредили еще одну группу «тихих» воришек, на счету которых около десятка краж. Сообщения о похищениях запасной «резины» и топлива из баков фур начали поступать с 2004 года. В эпицентре оказались Крупский, Борисовский и Смолевичский районы. В августе минувшего года в одну из «горячих точек» отправилась опергруппа. Полтора месяца оперативники в прямом смысле слова ночевали на трассе. Наконец воришки попались. Удалось не только накрыть тех, кто «промышлял» на трассе, но и установить канал сбыта ворованного.

Вот — новый поворот

По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», в последние годы транзит грузов через Беларусь увеличился существенно — на 10 — 15 процентов. Руководство ассоциации, которая объединяет более 1,5 тысячи автомобильных фирм и индивидуальных предпринимателей, вопрос порядка на дорогах волнует отнюдь не в последнюю очередь. В офис организации стекается информация обо всех дорожных происшествиях с нашими водителями как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Если криминальные проблемы возникли внутри страны, ассоциация обязана возместить таможне пошлины за груз, не по своей воле попавший в теневой оборот.

Пик покушений на содержимое «Ивек» и «Мерседесов», по словам начальника отдела «БАМАПа» Валерия Попова, пришелся на 2001 — 2002 годы. Инциденты на трассах и в пунктах таможенного оформления исчислялись сотнями. Наибольшую тревогу вызывало положение дел в России, Казахстане и Украине. Неспокойно было и в Беларуси. Со временем, анализирует положение вещей Валерий Иванович, разгул криминала органам внутренних дел удалось унять. Участники наиболее активных преступных группировок — за решеткой. Одна такая банда орудовала в районе Барановичей. Ее «подвигов» хватило бы на целый детективный сериал. Преступники караулили транзитных водителей по ночам на мосту над участком дороги, где полным ходом велись ремонтные работы. Фура замедляла ход, и в этот момент доморощенные каскадеры сигали вниз, разрезали ножами тент и выбрасывали груз на обочину дороги. Водители обнаруживали следы присутствия непрошеных гостей только на стоянке. С подобными трюковыми номерами у нас сегодня, к счастью, покончено. В ситуации на белорусских и российских дорогах наметился новый поворот: случаи похищения грузов единичны.

Кстати

Во многом собранность и реакция на опасность зависят от того, соблюдает ли водитель режим движения и отдыха. Международные нормы таковы. Через 4 часа движения — 45–минутный перерыв. В течение суток человек за рулем обязан отдыхать не менее 11 часов. Период управления большегрузом не должен превышать 9 часов. Неделю пробыл в дороге — двое суток отдыха. Перевозчики контролируют соблюдение этого графика с помощью тахографов, приборов, фиксирующих скорость, время езды и остановок. Эти устройства постоянно совершенствуются. С 2010 года в Европе (надо думать, и в Беларуси) будут введены в эксплуатацию цифровые тахографы, исключающие возможность «поправить показания». Нововведение в числе прочих его преимуществ должно благотворно повлиять на безопасность дорожного движения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter