Лучшая шахматистка страны Анастасия Зезюлькина открывает свою академию

На несколько шагов вперед

НА ЧЕМПИОНАТ Европы по быстрым шахматам и блицу, который прошел в Минске на прошлой неделе, съехались сильнейшие шахматисты из 30 стран. Планировала поучаствовать в континентальном первенстве и трехкратная чемпионка Беларуси, двукратная чемпионка мира среди девушек Анастасия ЗЕЗЮЛЬКИНА. Девушка прошла регистрацию, оплатила взнос, но выступить не смогла —  простудилась. Правда, перед искушением заглянуть во Дворец спорта не устояла. Анастасия понаблюдала за шахматными баталиями, а заодно рассказала о счастливом замужестве и скором открытии собственной академии. 

—  Анастасия, признайтесь: обидно, что сами не выступали?

—  Не то слово! Очень хотелось. Но с простудой не поиграешь. Для нас, шахматистов, физическое состояние очень важно —  ничто не должно отвлекать от игры. А когда плохо себя чувствуешь, мысли совсем не о фигурах на доске. Но атмосферу турнира я все же успела прочувствовать. Все было здорово организовано, и это не только мое мнение: все знакомые хвалили. Приятно было видеть и большое количество зрителей на трибунах. 

—  Ни одному из наших шахматистов на домашнем чемпионате так и не удалось подняться на пьедестал. В чем, на ваш взгляд, причина?

—  К сожалению, им не удалось показать все, на что они способны. Взять, к примеру, Сергея Жигалко. В блице он долгое время был в числе лидеров, но в последних двух турах фортуна от него отвернулась. Возможно, сказалось перенапряжение, не хватило психологического комфорта —  в первый день турнира была небольшая заминка на входе во Дворец спорта. В шахматах побеждает тот, кто умеет справляться с эмоциями, а на важных соревнованиях и такая, казалось бы, мелочь может выбить из колеи. Владислав Ковалев отлично шел на турнире по быстрым шахматам и мог побороться за медали, но уступил очень сильному чешскому гроссмейстеру Давиду Наваре. Зато Алексей Федоров вошел в десятку сильнейших, несмотря на то, что у него был перерыв в выступлениях на международных турнирах. Но это только в очередной раз доказывает, насколько сильна белорусская школа. 

—  Вы чаще играете в классические шахматы. Чем привлекают «скоростные» рапид и блиц?

—  Раньше тренер запрещал мне играть в быстрые шахматы и блиц, потому что считал, что навыки, которые нужны в позиционной классической игре, от них портятся. Но играть в них интересно: это современные и популярные виды, в которых можно обкатывать новые схемы. В рапиде и блице нужна большая концентрация: если, играя в «классику», могу позволить себе сходить за чашечкой чая или кофе, следить еще за одной партией, то в быстрых шахматах —  нет. Тут уже полное погружение в игру.

—  В конце июля вы вышли замуж. Легко ли мужу приходится с женой, которая просчитывает все на несколько шагов вперед?

—  Женя и сам когда-то занимался шахматами, но потом выбрал музыку и учебу по специальности «физик-ядерщик». Поэтому он во всем меня поддерживает, а на чемпионате Европы в Минске даже работал арбитром. Мы и познакомились в чем-то благодаря шахматам. Ходили на курсы английского языка, и, рассказывая о себе, я упомянула, что играю в шахматы. Его это заинтересовало, познакомились. Долго общались, а заявление в загс подали ровно через год после того, как начали встречаться. 


—  Легко ли совмещать тренировки и соревнования с учебой и семьей?

—  Непросто. К тому же сейчас мы открываем свою шахматную академию. Уже начали набирать учеников. Возрастных ограничений почти нет:  набор идет от 4 до 99 лет —  главное, чтобы человек хотел учиться и развиваться в игре. Хочется, чтобы у нас росли сильные спортсмены, которые будут достойно представлять страну на международной арене. Работать в нашей академии будут ведущие тренеры —  Вячеслав Иосифович Дыдышко, Елена Евгеньевна Заяц, Семен Эдуардович Мерибанов и другие. Я и сама планирую тренировать детей —  мне это очень нравится.

—  А с первого взгляда будущего чемпиона разглядеть сможете?

—  Когда я была маленькая, мой папа и Семен Эдуардович за пару минут, посмотрев, как ребенок двигает фигуры и сидит за столом, могли сказать, кто будет играть на хорошем уровне лет через десять. И ведь точно говорили! Я же «на глаз» пока не определю, но, подвигав с ребенком фигурки, смогу сказать, есть ли у него шахматное будущее.

—  Легко ли заставить ребенка усидеть на месте?

—  К каждому нужен свой подход. Многое зависит от того, сумеют ли родители найти правильную мотивацию. Для меня, например, мотивацией было ездить на соревнования, получать там призы и поменьше ходить в школу. 

—  Но вы же окончили ее с золотой медалью!

—  Я же шахматистка! У меня логический склад ума и расчет на несколько шагов вперед. Учась играть в шахматы, я училась и решать вопросы, не связанные с партиями. В школе, даже если чего-то не знала, могла, прочитав основной материал, разобраться в остальном самостоятельно, обосновать свою точку зрения. Шахматы научили меня мыслить. 

—  Правда ли, что у шахматистов и шахматисток разный склад ума?

—  Да. Мужчины играют сильнее, у них другая физиология: выше скорость реакции, большая концентрация, даже большее количество гемоглобина в крови, определяющее интенсивность мыслительных процессов, что лишний раз подтверждает: шахматы —  спорт, а мужчины —  сильнее. Конкуренция среди мужчин тоже выше, поэтому им легче расти. Играя с мужчинами, права на ошибку не остается —  слишком велика вероятность того, что твой огрех используют. Я уже поиграла с мужчинами, а сейчас планирую выступать в высшей лиге в женских соревнованиях. 

past@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter