В 2020 году мясной экспорт принес стране почти миллиард долларов

На мировых прилавках становится тесно

Сегодня «Беларусь мясная» — не просто красивое словосочетание, это практически миллиард долларов, точнее, 973 миллиона, которые принес экспорт отечественных мясопродуктов в 2020-м: в 24 страны их поставлено 400 тысяч тонн. В прошлом году освоено шесть новых рынков, среди которых Малайзия, Сингапур, Экваториальная Гвинея, Афганистан, Ливан, Саудовская Аравия. Наиболее объемные поставки пришлись на Россию и Китай. Собственно, сегодня для внешнего рынка вопрос, что такое Беларусь, не актуален. Чаще всего спрашивают: неужели до сих пор вы не пробовали белорусские продукты питания? Продвижение отечественного продовольствия, сохранение давних традиций качества и вкусовых предпочтений — эти темы обсуждались на V Международном форуме «Беларусь мясная». Впрочем, весьма своевременно: в планах отечественного АПК к 2025 году увеличить производство мяса с нынешних 1,26 до 1,4 миллиона тонн, а к 2030-му — до полутора миллионов. Это позволит нарастить валютную выручку до 1,3 миллиарда долларов в 2025-м и около 1,8 миллиарда — в 2030-м.

Фото  БЕЛТА

В прошлом году наш АПК, несмотря на пандемию, сработал сильно, продемонстрировав положительную динамику не только в производстве, но и в экспорте продовольствия. В 2020-м поставки достигли практически 5,8 миллиарда долларов, прибавив к уровню 2019-го 4,3 процента и практически 30 процентов — за последние пять лет. Одновременно расширилось и присутствие на внешних рынках: с 82 стран в 2015-м до 116 — в 2020-м. Что интересно, в прошлом году доля продукции АПК в общем экспорте Беларуси увеличилась до 20 процентов. Это наилучший показатель за последнюю пятилетку. Секрет, подчеркнули в Минсельхозпроде, в высоком уровне деловых отношений с партнерами, а также в глубокой проработке вопросов поставок и логистики в предшествующие годы. В результате Беларусь сохранила свои лидерские позиции в мировом рейтинге ведущих поставщиков мяса: по говядине охлажденной мы занимаем девятую строчку рейтинга, мясу птицы — двенадцатую. 

Основной объем в структуре поставок приходится на молочную и мясную продукцию с долями 41,6 и 16,8 процента соответственно. При этом за последние пять лет экспорт мяса вырос на 26 процентов. Самым емким продуктом в мясном кейсе по итогам прошлого года стала говядина — свыше 52 процентов от его общего объема. Вторую и третью позиции заняли мясо птицы и колбасные изделия. 

Если проанализировать географию поставок, львиная доля (около 86 процентов) приходится на традиционные рынки сбыта — страны СНГ. По-прежнему наш самый крупный торгово-экономический партнер — Россия.

На прилавках мясного сегмента остается свыше 60 процентов экспортной продукции. Преимущественно это говядина и мясо птицы. Но необходимо учитывать, что восточная соседка активно развивает АПК, ежегодно наращивая производство мясопродукции. И не долог час, когда на ее прилавках станет совсем тесно. Не дожидаясь серьезного падения спроса на белорусские продукты питания на этом рынке, Минсельхозпрод заблаговременно занялся диверсификацией экспорта. В итоге доля России с 2015-го по 2020-й сократилась примерно на 30 процентов — с 97 до 67. При этом вырос рынок СНГ. Наиболее активными покупателями белорусского мяса, преимущественно говядины, стали Казахстан, Узбекистан, Азербай­джан, Кыргызстан, Украина.

— Сейчас перед АПК стоит задача перераспределить экспортные потоки, чтобы снизить зависимость от одного рынка. Диверсификация — понятие емкое. С одной стороны, мы активно пытаемся осваивать тот же рынок Китая, смотрим с большой надеждой в сторону исламских государств и Африки. Но есть и другая сторона, о которой нельзя забывать: акценты белорусских производителей продуктов питания смещаются в сторону товаров с более высокой добавленной стоимостью. Но как бы там ни было, задача перед АПК одна — стратегическая: прирастать в производстве сельхозпродукции, найти и занять свою нишу на мировых прилавках и уверенно удерживать достигнутые позиции, — резюмировал заместитель Премьер-министра Александр Субботин. 

Члены ЕАЭС сейчас формируют 81 процент продаж мяса, или 792 миллиона долларов в денежном эквиваленте. Остальное — за третьими странами: экспорт мясопродуктов сложился в сумме 181 миллион долларов, увеличившись на 79 процентов к уровню 2019-го. При этом основной объем пришелся на страны Азии. Здесь следует отметить одно из перспективных направлений — экспорт в Поднебесную. Мясо птицы и говядину в Китай поставляют 26 белорусских предприятий. По сравнению с 2019-м объем продаж вырос вдвое и в натуральном, и в стоимостном выражении и составил 114 миллионов долларов. Впрочем, цифра не окончательная — на китайском рынке есть куда расти: ежегодно Поднебесная импортирует свыше трех миллионов тонн мяса, которое занимает значительную роль в местной культуре потребления. Собственно, отечественным предприятиям необходимо усилить акцент и присутствие на этом глобальном рынке, чтобы занять свою нишу и активно продвигать белорусский бренд.

Опять же, легко лишь на словах: следует понимать, что выход белорусских продуктов на рынки дальнего зарубежья — процесс непростой и длительный. Усложняют ситуацию не только необходимость прохождения ветеринарной сертификации и корректировки производственных процессов под требования стран-импортеров, сложная логистика, жесткая ценовая и маркетинговая конкуренция со стороны транснациональных корпораций, но и тарифные барьеры. В государствах, которые в силу природно-климатических условий не могут обеспечить себя мясом, как правило, уровень тарифной защиты внутреннего рынка незначительный. Например, многие страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива применяют низкие ставки таможенных пошлин на ввоз мясной продукции, которые варьируются от 0 до 20 процентов. Для сравнения: в странах — производителях мясопродукции эти цифры гораздо выше. Например, в Индии — от 30 до 100 процентов, а в Турции — от 30 до 225. К слову, по прогнозам мировых аналитиков, к 2030 году в числе ключевых импортеров говядины будут США, Китай, Япония и Вьетнам, свинины — Китай, Япония, Мексика и Великобритания, мяса птицы — Мексика, Япония, ЕС и Саудовская Аравия. 

Новые рынки осваивать непросто, но этот путь нам предстоит преодолеть. Та же Россия активно наращивает объемы производства сельхозпродукции. Российский рынок свинины, который переживает настоящее перенасыщение, — показательный пример. 

— Наши производители столкнулись с тем, что нужно искать новые каналы сбыта. Это главный вызов, который требует оперативного решения. Еще лет десять назад мы были мировыми лидерами по объемам импортируемой свинины. Но к 2018 году практически вышли на самообеспеченность, а с 2019-го стали поставлять продукцию на внешний рынок. При этом государственные инвестиции в свиноводство продолжаются. То есть мы находимся на этапе трансформации от импортозависимости к экспортно ориентированному производству. Поэтому с огромным интересом наблюдаем за экспортной политикой Беларуси и, можно сказать, учимся, как работают власти и бизнес, выходя на мировые прилавки, — обратил внимание генеральный директор Национального союза свиноводов России Юрий Ковалев.

Впрочем, серьезное внимание производству свинины уделяется и в Беларуси, так как эта отрасль животноводства приспособлена к высокому уровню механизации, обеспечивая более низкие затраты кормов и других материально-технических средств на производство единицы продукции и быструю оборачиваемость вложений. В стране 117 комплексов, из них 23 новых, с применением современных технологий. С их выходом на проектную мощность производство свинины к концу этого года составит около 25 процентов от общего в республике. Наряду с этим продолжится модернизация старых ферм. Собственно, уже сейчас нужно озадачиться рынками сбыта. Китайские прилавки хоть перспективные и емкие, однако следует учитывать, что и там прилагаются огромные усилия для восстановления свиноводства: строятся 13-этажные свинокомплексы. Их мощность — до одного миллиона поросят ежегодно.

Одно из перспективных направлений для диверсификации, озвученное на дискуссионной трибуне форума «Беларусь мясная», — рынок мусульманских стран. Заметим, Минсельхозпрод ведет постоянную работу по расширению списка предприятий, аккредитованных на право поставок в страны дальнего зарубежья, в том числе по сертификатам «Халяль». За последние пять лет по говядине сертифицировано 15 мясокомбинатов и 7 птицефабрик, шесть из которых поставляют мясо птицы на рынок ОАЭ. Как отметила заместитель генерального директора по производству ОАО «Слонимский мясокомбинат» Ольга Янушко, сертификат «Халяль» предприятие получило в 2010-м одним из первых в стране. Стандарт, внедренный в производстве, стал серьезным подспорьем в освоении рынков Азии, Китая и даже стран Африки.

— Расширяя географию поставок, нужно учитывать одну из тенденций, наблюдаемых на мировом рынке, — глобализацию товарных производств и концентрацию значительных объемов реализации мясных продуктов в одних руках транснациональных корпораций. В результате мы сталкиваемся с серьезной конкуренцией, так как у крупных компаний больше возможностей, в том числе и финансовых, для активного продвижения продукции. Чтобы успешно продавать свой товар, необходимо продолжить работу по объединению предприятий (в том числе организовать эффективную работу в холдингах), консолидации объемов и выработке единой экспортной политики, — резюмировал начальник главного управления Минсельхозпрода Алексей Богданов.

В ТЕМУ 

Михаил РУСЫЙ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по региональной политике и местному самоуправлению:


— Мясной форум показал мощь наших регионов. Мы продемонстрировали наш потенциал. Именно после таких визитов, диалогов и встреч рождаются серьезные инвестпроекты. Год только начался, а мы прирастаем, в том числе сотрудничеством с регионами. Начиная с 1994 года, когда пошли первые программы развития АПК, в числе основных источников развития страны были сельское хозяйство, земельные ресурсы и ее потенциал. Как видите, сегодня спрос на белорусское продовольствие очень высокий. И нам нельзя сбавлять темпы. Будем работать, будем получать продукцию, чтобы еще больше укрепить позиции на внешних рынках. 

Леонид ЗАЯЦ, председатель Могилевского обл­исполкома:


— Этот форум, как и предыдущие, доказывает: белорусский АПК развивается в правильном направлении. Потому что главная цель достигнута — мы насытили внутренний рынок продуктами питания собственного производства. И при этом наполнили внешний рынок. Это делает честь нашему государству и нашему народу, поднимая наши продукты питания на более высокий уровень значимости. «Беларусь мясная» — это возможность найти друзей, партнеров, продемонстрировать наши продукты на внешних рынках как можно шире и интереснее. На форуме была представлена и продукция мясокомбинатов Могилевской области. Для нас важно не только поделиться наработками, но и увидеть, почувствовать соперников, чтобы найти свое место на внешних рынках.

Lana_svetla@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter