Зимний отдых белорусов на открытках и фотографиях начала ХХ века

На лыжах и санях — в чайную с читальней

В самое холодное время года особенно хочется тепла. Недаром пора метелей и морозов насыщена праздниками. Долгожданный Новый год согревает волшебством сказок и россыпью конфет. Рождество Христово, а затем и Крещение Господне окутывают благодатью Божией, вселяют веру в лучшее. Этот период предки считали святым и всячески наполняли радостными моментами. Особые дни до Крещенского сочельника, Святки, посвящали веселью, песням, танцам, играм. О том, какими были зимние развлечения белорусов чуть более сотни лет назад, расскажем в сегодняшнем выпуске.

Лыжники в окрестностях Гродно. 1930-е годы.

Повезло нам нынешней зимой. Январь подсыпал много снега — на радость ребятне, в последние деньки школьных каникул с утра до вечера катавшейся с горок. Если сейчас очень популярны тюбинги — их еще мило называют «ватрушками», то века назад использовались более сложные конструкции. Санки имели множество разных названий. Например, салазки, возки, кузовки, чехони, чунки, почевни. Изначально их применяли не для забав, а в качестве транспортных средств.

Кстати, само слово «сани» имеет русское происхождение. Позже его заимствовали многие другие народы. Образовалось от слова «сань», что означало «змея». Ее напоминал след, оставшийся от полозьев на снегу.

Всматриваемся в старинную фотографию, на которой видны радостные лица детей, сидящих на санях, запряженных лошадьми, и переносимся в конец XIX века. Как тогда проводили свободное время белорусы?

Гродно. Зимние забавы. Начало ХХ века.
Судя по исследованиям историков, наши предки не только много работали и были поглощены домашними хлопотами, но и находили время для отдыха. Старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Валентина Белявина рассказывает, что в конце XIX — начале XX века в белорусских городах стали открываться социально-профессиональные клубы. По интересам в них объединялись купцы, служащие промышленных предприятий. Основными занятиями были игры в твист, преферанс, бильярд, чтение газет и журналов. При клубах создавались литературные, музыкальные и драматические кружки, небольшие библиотеки. Чтобы состоять в сообществе, необходимо было внести членский взнос. Часто клубы приглашали к себе в гости музыкантов, театральные труппы из других городов. Бывало, что ставили и свои спектакли.

Интересная деталь: по будням клубы посещали только мужчины, а вот по выходным, когда проводились всевозможные ярмарки, благотворительные танцевальные вечера и балы, обычно приходили семьями. Для холостых вход был платным.

В конце XIX века в белорусских губерниях была разрешена продажа крепких напитков. Одновременно в целях профилактики пьянства создавались попечительства о народной трезвости. Но, видимо, несмотря на принятые меры, позже пришлось задуматься о вредоносных объятиях зеленого змия. И уже в начале XX века пивных стало меньше. Вместо них открывались чайные. Появилось больше домов культуры, которые организовывали народные гулянья, популярные чтения на разные научные темы с демонстрацией иллюстраций при помощи проектора.

При чайных имелись библиотеки и читальни. Однако, как писала газета «Гродненские губернские ведомости» (1899 г.), они были доступны больше для интеллигенции, поскольку так хотели сами продавцы чая. Простых мужиков и солдат в залы с книгами не пускали, «каб не разносiлi бруд у чытальных залах». А вот на танцевальные вечера приглашались все. В тогдашней прессе писали, что на вечеринках собиралось до двух сотен человек, среди которых можно было встретить и солдат, унтер-офицеров, чиновников, а также кухарок, уборщиц.

Дятлово. Гимназистки лепят снежки. 1930-е годы.

Перед началом танцев с помощью проектора демонстрировались портреты царя и царицы, потом фотографии русских писателей, иллюстрации к их произведениям, а затем начинались танцы под оркестр. В буфете при этом был большой выбор фруктов, винограда, пирожных и конфет.

Свободного времени в начале ХХ века у рабочих практически не было. На промышленных предприятиях к трудовым обязанностям приступали в шесть утра. Смена заканчивалась около шести часов вечера. Семейные люди после работы занимались воспитанием детей, а молодежь веселилась на вечеринках.

Поздравительная открытка отправлена из Минска. 1929 г.

Городские танцы, к слову, отличались от деревенских. На селе было так: жители нескольких домов собирались в самой просторной хате и приглашали гармониста, скрипача или цимбалиста. Под аккомпанемент пели песни, танцевали кадриль, польки, падеспань, вальсы. «Вячоркi» чаще проходили по субботам, в выходные и праздничные дни.

Девчата брали с собой рукоделие. Они же приносили на вечеринки закуску, а парни — семечки, орехи. Примечательно, что городских парней на такие танцы не пускали, да и девчат сельские «хлопцы» старались «отбивать» от неместных кавалеров. Начинались танцы, как только темнело, а заканчивались почти к утру.

Кобрин. Катание на санях и лыжах. 1934 г.

В «Материалах для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, собранных П. В. Шейном» (Санкт-Петербург, 1887 год) описана игра, которую исследователь приметил в Борисовском уезде Минской губернии. Суть ее в следующем: собравшиеся на танцы выбирали парня и девушку для роли отца и матери, которые по своему усмотрению в игровой форме распределяли молодежь по парам. В это время ряженые родители кружатся в танце вдвоем по избе и поют: «А ты мой дзядулька,/ Я — твая бабулька./ Будзем мы пiва варыць,/ Будзем сыноў жанiць./ Будзем гарэлку гнаць, дочак замуж аддаваць».

Пение продолжалось до тех пор, пока всех не «переженят». Автор книги отмечает, что каждый парень мог в один вечер «жениться» на трех-четырех девицах.

П. В. Шейн писал: «Во время «женитьбы» парень и девушка угощали друг друга различными закусками и сластями, затем далеко за полночь по предварительному соглашению ложатся спать парочками».

Лынтупы. Катание детей на санях. Начало ХХ века.

У чиновников, купцов и зажиточных мещан на вечеринках для молодежи были только приглашенные. Хозяева звали в гости родственников, друзей и знакомых своих детей. Важная деталь: они должны были иметь хорошие манеры и скромно себя вести. Родители присматривали за молодежью и подбирали дочке или сыну выгодную партию для заключения брака.

На таких мероприятиях обсуждали новости, пели песни, танцевали под фортепиано и играли в домашние игры. Наиболее распространенные из них «испорченный телефон», «флирт» — игра с набором карточек, на одной половине которой были напечатаны вопросы, а на другой ответы.
Массовым видом отдыха среди городской молодежи было посещение катков, которые заливались в городских садах, парках, на площадях. 
В 30-е годы ХХ века народные гулянья также были широко распространены. В белорусских городах немного менялся формат их проведения. С переходом на восьмичасовой рабочий день возможностей провести свободное время с толком стало больше. В первые два послереволюционные десятилетия значительное внимание уделялось ликвидации безграмотности — рабочие посещали клубы, кинотеатры, спортивные мероприятия. Все больше служащих занималось самообразованием. В колхозах и совхозах создавались кружки коллективного чтения книг. В архивных источниках приведен такой факт: только в одном Оршанском районе Витебской области работало 150 литературных кружков, в которых насчитывалось 1500 человек.

Вместе с тем в сельской местности не забывали и традиционные игры, забавы. Зимой сельчане, кроме рукоделия и ремесел, катались гурьбой с гор на больших санях или перевернутых вверх скамейках, коробках с намороженным днищем.

kuzmich@sb.by

Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Авторы высказывают благодарность сотрудникам Президентской библиотеки Беларуси за помощь в подготовке материала.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter