Минсельхозпрод хотел бы видеть более высокие темпы ремонта техники

На линейке готовности должны быть машины, а не отчеты

Согласитесь: можно иметь сколько угодно тракторов, зерноуборочных комбайнов, другой сельхозтехники, но если они не отремонтированы, простаивают на машинных дворах, то это металлолом, а не орудия труда. Результаты этого всем известны, и они плачевны: колоссальные потери, никудышнее качество сельхозпродукции на выходе. Примеры? Вспомним перипетии прошлогодней уборки кукурузы и подъема льнотресты.


В Минсельхозпроде полагают, что при эффективном использовании всей техники полевые работы реально проводить строго в агротехнические сроки. Небольшие отступления иногда можно списать на неблагоприятные погодные условия, но не так часто и не повсеместно. Если же во время массовых полевых работ задействовать 55—80 процентов сельхозтехники, то о своевременном их проведении не может быть и речи. Почему? Снижение готовности машин и оборудования на один процент увеличивает продолжительность работ на полтора дня. Несложно подсчитать, как сказывается она на темпах и сроках проведения сева, жатвы, заготовки кормов.

Но если хозяйство не укладывается в технологические сроки, то, как правило, виноваты все, и ссылка на погоду неуместна. И то, что в прошлом году не было задействовано более четырехсот единиц льноуборочной техники, списывать на небесную канцелярию нет оснований. Во всех регионах, за исключением Гомельской области и ряда сельхозорганизаций Минщины, лен убрали своевременно.

Для проведения весеннего сева на линейку готовности необходимо поставить 95 процентов сельхозтехники до 25 марта, для заготовки травяных кормов — до 15 мая и уборки зерновых и зернобобовых — до 20 июня. Примерно на такие же сроки и объемы аграриев ориентировали и раньше, но ремонт, как правило, все равно затягивается.

Около полутора месяцев остается до времени «Ч» и в этом году. Можно уже сейчас перечислять сельхозпредприятия, районы, области с низкой и высокой готовностью машин и оборудования. Но как довести ее до 88 процентов, задавался вопросом на коллегии Минсельхозпрода первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич, если не приобретать запчасти? А без них ремонт не ремонт, а отписка в угоду районному начальству. Бумага ведь все стерпит. 

В областях определены межрайонные технические обменные пункты и специализированные предприятия по восстановлению полнокомплектной техники. На них с осени поставлено свыше 400 энергонасыщенных тракторов. Отремонтировано около половины. Аналогичная ситуация с комбинированными почвообрабатывающе-посевными агрегатами, кормо- и зерноуборочными комбайнами. С наступлением весенних полевых работ, а потом и заготовки кормов, будет не до ремонта. Наспех придется восстанавливать то, без чего не обойтись. Возможно, даже в ущерб качеству.

Ремонт всегда обходится недешево, но приходится экономить и здесь. Если в 2011 году, например, на восстановление и обслуживание техники использовано около восьми процентов валового производства сельхозпродукции, то в 2016-м — 5,4 процента. Отсюда и ряд сложностей с готовностью отдельных машин и оборудования. За последние пять лет у энергонасыщенных тракторов, почвообрабатывающих и других агрегатов она сокращается. Меньше выходит в поле комбайнов, сеялок. Можно ссылаться на увеличение их мощности и производительности, но старый плуг, как известно, борозды не портит. На 1 марта прошлого года готовность энергонасыщенных тракторов, например, по сравнению с 2013-м, сократилась на 6,1 процента, комбинированных почвообрабатывающих агрегатов — более чем на 12 процентов. Если учесть, что обновление техники в последнее время замедлилось, без ремонта не обойтись.

Но райагросервисы, главные партнеры сельхозпредприятий, запчасти пока закупают крайне низкими темпами. С ноября прошлого по февраль этого года основные заводы-производители продали их на 7,8 миллиона рублей. При этом агросервисы закупили на 1,4 миллиона, сельхозпредприятия — на 900 тысяч, а коммерческие организации — примерно на 6 миллионов. Потом, во время полевых работ, стоимость запчастей у последних увеличится в полтора, два и более раз.

С учетом остатков прошлых лет на складах агросервисов запчастей на 27,6 миллиона рублей. В том числе только для обработки почвы — на 10 миллионов. Нужно в разы больше.

zybulko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter