На кого физики волну гонят?

Почему молоко от коров с колхозной фермы почти никогда не бывает таким же вкусным, как от буренки с частного подворья, хотя пастись они могут на одном и том же лугу?

Почему молоко от коров с колхозной фермы почти никогда не бывает таким же вкусным, как от буренки с частного подворья, хотя пастись они могут на одном и том же лугу? Ответ прост. Из-за особенностей машинного доения, переохлаждения и инфекций, вызванных плохим содержанием, колхозные коровы уже через 1,5—2 года зарабатывают мастит. Именно эта болезнь и приводит к тому, что в молоке повышается содержание остатков отмерших клеток – питательной среды для развития болезнетворных микроорганизмов.

Разумеется, таких коров, если не отправляют сразу на мясокомбинат, то лечат антибиотиками, что тоже, надо заметить, не лучшим образом влияет на вкус молока. А чтобы продукция фермы соответствовала нормам, все, что надоили от больных и здоровых животных, смешивается. Такой «коктейль» и попадает на прилавки.

Но можно ли что-либо изменить в этой ситуации? Оказывается, можно. Ученые Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники разработали и совместно с коллегами из Белорусской сельскохозяйственной академии испытали прекрасный физиотерапевтический прибор «Тера» для лечения мастита. Появление этого средства специалистами было оценено как колоссальный прорыв. Ведь прибор не только лечит, но и помогает проводить диагностику и профилактику, причем не только мастита, но и других воспалительных заболеваний. Пока речь идет о терапевтических процедурах в ветеринарии, поскольку именно такую задачу ученые университета ставили перед собой изначально, но медики уверены, что целебный эффект можно получить и при лечении людей.

— С точки зрения физики клетки животного и человека устроены одинаково, — поясняет научный сотрудник лаборатории «Воздействие информационно-волновых полей на биологические системы и объекты» доцент БГУИР кандидат технических наук Александр Тамело. – При нарушении некоторых функций на поверхности клеточных мембран возникают акустоэлектрические колебания – миллиметровые волны, с помощью которых организм пытается самостоятельно излечиться. Волны этого диапазона генерирует и наш прибор, помогая живой клетке сбросить путы болезни. Одновременно на ткани идет воздействие инфракрасным излучением, увеличивающим проникающую способность миллиметровых волн, и магнитным полем, что позволяет усиливать колебания, которые генерирует сама клетка. Комбинированный сигнал подается дистанционно, он очень слабый и не вызывает неприятных ощущений, но в результате терапии значительно укрепляется иммунологический статус организма.

Такое воздействие, считают ученые, может оказаться решающим в борьбе с онкологическими заболеваниями, поражениями сердечно-сосудистой, нервной и многих других систем, поскольку все регулирующие информационно-энергетические процессы в организме происходят именно в миллиметровом диапазоне. Этот диапазон, кстати, эволюция избрала для обмена информацией на клеточном уровне, видимо, не случайно. Ведь только миллиметровые волны не проходят через атмосферу, стало быть, не испытывают помех, привносимых Вселенной. Другими словами, живые организмы привыкли «доверять» волнам, которые доносят информацию без искажений, а потому хорошо воспринимают внешнее воздействие на этих частотах.

Скорее всего, медицинское направление в использовании миллиметровых волн в сочетании с инфракрасным и магнитным воздействием даже более перспективно. Но поскольку разработчики прибора начали с ветеринарии, то этой сферой на первых порах и ограничились. Ведь, чтобы показать состоятельность метода, не так и принципиально на каком примере получить положительный эффект. Важно, что они такого результата добились.

Как показали испытания прибора на фермах Белорусской сельскохозяйственной академии и ближайших к ней колхозов, для излечения скрытой стадии мастита оказалось достаточно одного-двух 20—30-минутных сеансов. Сложные случаи вылечивались несколькими терапевтическими курсами по 10 сеансов.

Поскольку при этом никаких лекарств не требуется, то прибор, считают специалисты, при интенсивном использовании будет себя быстро окупать. Хотя его серийный образец, как и всякая высокотехнологичная микроэлектроника, должен стоить, по предварительным подсчетам, немало – от 1,5 до 2 тысяч доларов.

Впрочем, о серийном образце ученые пока только мечтают. «Тера» существует лишь в двух экземплярах, и все попытки разработчиков привлечь к своему детищу внимание потенциальных заказчиков – сельскохозяйственное ведомство – оканчиваются ничем. А без заказчика, способного вложить деньги в новую аппаратуру, ни один производитель электроники рисковать не будет.

Казалось, надежду могло бы подарить и внимание к новинке… пивоваров, финансово более состоятельных, чем животноводы. Ведь в ходе экспериментов выяснилось, что под воздействием миллиметровых волн в 2—3 раза ускоряется развитие и качество пивных дрожжей. Как, впрочем, и хлебопекарных. Но ни пивовары, ни хлебопеки, к которым ученые университета обращались с предложением взять на вооружение биотехнологию, бежать в первых рядах научного прогресса не решились. Ведь в таком случае надо менять технологические регламенты, а это чревато издержками, риском и большой бумажной волокитой. Впрочем, на пивоваренных заводах и хлебокомбинатах не отрицают, что идея перспективная и что интенсификация производственного процесса может принести выгоду. Но пусть, мол, сначала попробует кто-то другой.

— И все же мы верим, что феномен миллиметровых волн удастся поставить на службу человеку, — говорит Александр Тамело. – Областей их применения может быть великое множество. Например, в том же животноводстве в ходе совместных экспериментов с коллегами из Белорусской сельскохозяйственной академии мы с помощью специально модифицированного прибора добились резкого повышения приживляемости яйцеклеток, взятых у элитных животных для получения потомства. Как оказалось, миллиметровые волны в два-три раза продлевают и срок хранения яйце-

клеток. Насколько все это важно, можно судить по тому, сколько стоит такой биологический материал. Даже в условиях нашей страны яйцеклетка продуктивной коровы стоит в пределах тысячи долларов, а трансгенная коза, которую белорусы совместно с россиянами собираются получить, используя технологию суррогатного материнства, — сотни тысяч долларов! И уж вовсе бесценен человеческий плод, жизнь которого в пробирке также можно поддержать миллиметровыми волнами и тем самым резко поднять эффективность искусственного оплодотворения. Время подскажет и другие применения новинки, но с чего-то, не жалея средств и усилий, нужно начинать, чтобы в конечном счете не оказаться лишь потребителями разработанной кем-то биотехнологии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter