Народный календарь: 12–18 июля 2021 года

На Iвана — каласок, на Пятра — пiражок

Начинает неделю день первоверховных апостолов Петра и Павла. В народе это время зовут «Пятроўка» или «Пятровiца». Предположительно, что она входила в купальский цикл и завершала его. Просили: «Дай, Божа, пагоданьку на нашу работаньку! Гэта сена iскасiцi, у стажкi iзлажыцi i ў клуньку павазiцi». Ведь без сена зимой можно было пропасть: «Хто ўлетку сена не косiць, той зiмой у сабак просiць».


Сенокос — напряженная работа, но она проходит в удивительное время расцвета природы, когда солнце достигает своего апогея. 

Святой Петр в фольклорных источниках наделяется заботами «селянiна-земляроба», человека земли. 
Пик лета приносил разные по состоянию погоды дни, а уборка, сушка сена и подготовка корма для «жывёлкi» требовали больших работ. Часто такая ответственная работа зависела от коллективной «падтрымкi». У нас «збiралi Пятроўскую талаку». 
Наша толока — это мудрый обычай, пример поддержки и взаимопомощи, когда понимаешь, что при трудной работе тебе всегда помогут.

В народе живет предание, что Петр часто принимает образ «жабрака», ходит по земле и наказывает «сквапных, глухiх да чужога гора» людей. Если таких много в каком‑то селении, то он может всех наказать «благiм надвор’ем», нагнать тучи и послать дожди. А вот там, где «люд добры на сэрца», он и тучи разобьет, и поможет «пагоду наладзiць».

В Петровки самая сочная трава, а значит, и молока коровка‑«кармiцелька» дает много. 
На Петра в церковь несли сакральный продукт — сыры, а также масло и сметану. 
В это время женщины «назапашвалi» масло и творог для длительного хранения — по всей Беларуси «бiлi» масло и «адцiскалi» творог. Слегка посолив их, складывали в дубовую бочку или большой глиняный горшок, попеременно чередуя слой масла и слой творога, а затем сверху заливали всю массу хорошо просоленным, растопленным маслом и ставили «у склеп». В таком виде масло и творог долго хранились.

Часто при хорошей погоде «гаспадынi» могли себе позволить испечь первый хлеб. Не зря говорили: «На Iвана — каласок, а на Пятра — пiражок».

В «Пятроўкi» девушки продолжали обычай кумления, и это было продолжением троицких обрядов. Кроме этого, налаживали «вечарынку». Собирали сыр, масло, яйца, сало, муку на блины. Все продукты отдавали хозяйке выбранной для гуляний хаты. Женщина с кем‑то из девушек занималась готовкой. Хлопцы приглашали на этот вечер «музыкаў», и «баляванне» продолжалось до утра. Допускалась только лишь молодежь «шлюбнага ўзросту» и «сталыя жанчыны». Если кто‑то из «дарослых» мужчин хотел сюда наведаться, то он подвергался нападкам со стороны женщин. 

После Петрова дня начинали свататься и «спраўлялi вяселлi». Про это и наша песня: «Нам бы Пятра прыждацi, пайдуць хлопчыкi дзевак шукацi».

Петров день считался знаковым в отношении предсказаний о погоде. Вспомним, что птицы — лучшие метеорологи. Поэтому внимательно прислушивались и примечали: если кукушка замолкала за два‑три дня до Петра, то по приметам осень будет дождливая и холодная, а зима ранняя. Дождь в этот день ничего хорошего не обещал: «Як Пётр з Паўлам плачуць, то людзi праз тыдзень свету не ўбачаць». Этот дождь, давая долгосрочный прогноз, обещал метель на Новый год. А еще говорили: «Пятрок — гадзiну дня ўвалок».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter