На грош пятаков?

Бизнес мечтает развиваться на черноземе госсобственности

Производственный бизнес мечтает развиваться на черноземе госсобственности

Если советского человека испортил квартирный вопрос, то отечественный бизнес страдает от «арендного» синдрома. Действительно, до 90 % малых и средних частных предприятий не имеют собственного «жилья». Представители деловых кругов справедливо заявляют: если нет собственных промышленных площадок, то откуда современные заводы возьмутся?! Бизнес предлагает решить проблему традиционно и радикально: «все взять и поделить», а точнее — продать на льготных условиях арендаторам площади государственных предприятий и учреждений. Мол, тогда и реальный сектор расцветет, и модернизация в частном секторе пойдет веселее, вырастет налогооблагаемая база… Словом, теория Нью-Васюков в действии. Только не шахматных, а индустриальных. И в это хочется верить. Если бы не глодало одно сомнение: возможно ли долговременное процветание на частном предприятии, коль оно может развиваться и расти только на основе «халявы»?

Как справедливо заметил председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, «модернизация частных предприятий связана с накоплением собственности». И, по мнению представителя бизнес-ассоциации, она должна быть неприкосновенна. Но этот тезис почему-то на государственные владения большинство предпринимателей не распространяют. Ибо как объяснить упорные прокламации представителей бизнес-ассоциаций о необходимости приватизации. Причем исключительно по ценам ниже рыночных!

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов не единожды публично возмущался: в Минске арендаторам предлагают выкупить помещения по цене до $ 1,5 тыс. за метр квадратный. И хотя стоимость недвижимости определяется независимыми экспертами, Виктор Егорович полагает: «спецы» страдают комплексом «завышения». Всегда рассудительный заместитель Совета по развитию предпринимательства при Президенте Сергей Новицкий тоже в вопросах приватизации цехов подвергается общему ажиотажу. Недавно он высказал мнение: мол, надо принять законодательство, чтобы «помещения подлежали приватизации после трех лет аренды, независимо от желания собственников».

А проблема-то обзаведения площадями несколько надуманная. По крайней мере, если говорить о производственном бизнесе. Тот же Сергей Новицкий признает: только 18 % представителей малого и среднего бизнеса Минщины можно отнести к реальному сектору. Да и недвижимости на продажу в стране, по сути дела, хватает. В том числе и на льготных условиях. Законодательная база предполагает реализацию некоторых объектов в рассрочку за одну базовую через аукционы с понижением цены. «Приходите в Минскую область, — говорит заместитель председателя Миноблисполкома Александр Турчин. — По $ 100 за метр квадратный цеха продадим в Слуцке, Борисове, других райцентрах». Если говорить о заявках арендаторов на приватизацию «съемной» недвижимости, то все заявления предпринимателей рассматриваются, работает специальная комиссия. Ведь далеко не всегда целесообразно завод продавать отдельно по цехам. Например, на одном из предприятий в Молодечно так обосновались 25 частных собственников. Получилась «дикая» производственная площадка с массой проблем. Председатель совета директоров ОАО «Амкодор» — управляющая компания холдинга» Александр Шакутин полагает: «Кусочничать» нельзя — необходимо реализовывать предприятия как единый имущественный комплекс». Правда, Александр Турчин признается: иногда приходится сталкиваться с возмутительным нахлебничеством некоторых собственников. Например, компания «Итера-ПЭТ» арендует цеха у одного из предприятий, входящих в структуру «Белресурсы». Оно «стоит на коленях» уже 20 лет. Перспективы восстановления не просматриваются, с недвижимостью расставаться упорно не хочет. В таких случаях, по убеждению Александра Турчина, от собственников госнедвижимости необходимо требовать наличия бизнес-плана: с графиком реализации, подтвержденным финансированием. Если никаких внятных планов использования недвижимости не имеется, кроме сдачи ее в аренду, следует продавать ее более эффективному собственнику.

Но арендаторов далеко не всегда волнуют стратегические проблемы. Впрочем, многих «возмутителей приватизационного спокойствия» интересуют льготные цены на недвижимость… в Минске. Да, цеха в столице построены в 50—60-е годы, выглядят не лучшим образом, требуют ремонта, подчас — серьезной реконструкции. И $ 1,5 тыс. за «квадрат» кажется много, но только если стены оценивать в отрыве от географического положения. И в столице, как обмолвился во время дискуссии Сергей Новицкий, в данном случае «значение имеет не недвижимость, а земля». А она обладает конкретной коммерческой стоимостью. Сама по себе, без всяких инвестиций, интеллекту¬альных усилий. Чтобы создать конкурентоспособное производство, необходимо обладать либо глубокими знаниями, либо уникальной интуицией. Участок же в пределах крупного населенного пункта — отличный актив. Каши не просит, а со временем только увеличивается в цене. Иногда земля дешевеет, но только временно: общий тренд идет исключительно по восходящей. Хотя недвижимость сама по себе — товар спекулятивный, подвержен «влиянию момента». Раздавать ее на суперльготных условиях в столице равнозначно созданию класса рантье.

Кстати, наши соседи уже прошли этап такой «глобальной распродажи». И получили взамен не расцвет промышленности, а массу дополнительных хлопот. А точнее — породили класс предпринимателей-иждивенцев. И у государства уже нет ресурсов стимулировать конструктивную коммерцию. Как ни странно, на передел собственности через приватизацию деловое сообщество и общественное мнение смотрят позитивно, а если смена собственников происходит в результате национализации… Тогда поднимается крик о грабеже. Кстати, в некоторых азиатских странах раздавали лакомые «куски» недвижимости под развитие производства. Но одновременно государство выдвигало жесткие требования. Не справился с инвестиционным планом, не получилось, завалил дело — в тюрьму. Что ж, вполне справедливо. Хотя и жестоко…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter