Бензин и дизель уступают дорогу?

На голубом газу

Еще несколько недель назад на минских автозаправках с природным газом творилось что-то невообразимое: огромные очереди, доходило до серьезных конфликтов между автовладельцами. В интернете появился даже ролик, в котором запечатлен кулачный бой, — при таком ажиотаже не всем удается сохранять самообладание и держать себя в руках. Что послужило причиной разгоревшихся страстей, почему автомобили именно на природном газе стали испытывать трудности с приобретением топлива.

Непрезренный метан

Сегодня на «метановых» заправках спокойно: очереди минимальными назвать нельзя, но это уже, конечно, и не то, что было месяц назад. В беседе с Дмитрием Костиным, начальником службы по связям с общественностью и средствами массовой информации компании, в ведомстве которой находятся автозаправки природным газом, выяснилось, что причиной всему была резко возросшая активность служб такси в городе. Действительно, даже сегодня на заправках среди автомобилей, желающих пополнить свой баллон голубым топливом, значительная часть машин — такси. Как отметил Дмитрий Костин, сказалось на ситуации и то обстоятельство, что одна из автозаправок сети в Колядичах находилась на реконструкции. Сегодня она уже работает в обычном режиме, значительно разгрузив возросший спрос. 

Как рассказал начальник пресс-службы, в последнее время наблюдается увеличение использования метана в качестве моторного топлива. Только за 2019 год рост его потребления составил 54%! Заправочные станции долгое время работали со средней загрузкой. А в последний год в связи с постоянным удорожанием традиционных видов топлива загруженность по всей республике резко возросла. Одномоментно решить возникшую проблему было практически невозможно: конечно, очень жаль, отметил Дмитрий Костин, что клиенты в последнее время испытывают некоторое неудобство в процессе заправки автомобилей на газовых станциях. Но станции работают с нагрузкой, значительно превышающей проектную. 

К сожалению, низкий уровень культуры некоторых клиентов является причиной инцидентов, которых хотелось бы избежать. Сегодня ведется проектирование новых заправочных станций в Минске и других регионах страны, а также планируется оснащение дополнительными постами существующих станций.

Кубометры урожая

Первая автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) в Беларуси была введена в эксплуатацию еще более 35 лет назад (в 1984 году) в Минске. На тот момент, отметили в ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», развитие сети заправок метановым топливом и газобаллонного парка происходило в соответствии с всесоюзной государственной программой. Пик популярности природного газа, используемого в качестве моторного топлива, был достигнут в 1990-е годы, но после развала Советского Союза стал медленно угасать. Новое дыхание альтернативному топливу придало подписанное в 2012 году соглашение между Правительством Республики Беларусь и ПАО «Газпром», а чуть позже — постановление Минэкономики по реализации Комплекса мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.

В настоящее время в Беларуси производством транспортной техники на метане занимаются МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, «Гомсельмаш». Серийно выпускаются или находятся на стадии экспериментального производства модели транспортной и тракторной техники широкого профиля, начиная от пассажирских городских автобусов коммунального предназначения до сельскохозяйственной техники.

Так, например, в прошлом году успешно отработали на уборочной страде газовые комбайны «Полесье» — эта уникальная техника выпущена в Беларуси, которая была первой, кто перевел зерноуборочные комбайны на природный газ. Это событие широко освещали многие СМИ. Заправка комбайнов выполнялась передвижными автогазозаправщиками непосредственно на местах их работы — на полях.

Перспектива широкого использования газомоторного топлива для автомобильного транспорта и техники базируется на двух преимуществах — экологичности и экономичности. Планомерный рост цен на нефтяное топливо при стабильной цене природного газа продолжает активизировать интерес автовладельцев к альтернативным видам моторного топлива.

Экологично и дешево

В Беларуси 41 метановая заправка. В ближайшие годы ожидается ввод в эксплуатацию новых АГНКС в Слуцке, Полоцке, Жлобине и Минске и расширение парка передвижных автогазозаправщиков. В связи с большим количеством газовых автомобилей в столице, Гродно и Витебске заправочные станции в этих городах работают с большой нагрузкой. Сейчас проводятся мероприятия по увеличению их пропускной способности, клиентов информируют, в какие часы наиболее востребована услуга, а также прорабатывается вопрос расширения заправочной инфраструктуры. 

В последний год спрос на газомоторное топливо увеличился в 1,5 раза. В республике наблюдается положительная динамика увеличения газобаллонных транспортных средств в основном за счет малого бизнеса и частных таксопарков, преимущественно приобретающих импортные автомобили, в том числе на вторичном рынке. В настоящее время машин, работающих на природном газе, более 10 тысяч.

Завод в Новогрудке, известный под брендом NOVOGAS, — лидер по производству бытовых и автомобильных газовых баллонов на территории СНГ. Работая на этом рынке 60 лет, предприятие освоило выпуск автомобильных газовых баллонов популярных типоразмеров, комплектов газобаллонной аппаратуры для перевода автомобилей на сжиженный газ IV поколения (для автомобилей с распределенным впрыском), а также комплектующих для газобаллонного ­оборудования. Новое поколение полностью адаптировано к современным требованиям и без проблем устанавливается на любые оте­чественные, импортные легковые и грузовые автомобили. Причем перевод может осуществляться как на сжиженный (LPG), так и компримированный (сжатый) природный газ (CNG).

С 2009 года завод начал осваивать производство принципиально новой перспективной продукции — тороидальных газовых баллонов LPG для легковых машин, отличительной особенностью которых является возможность размещения в багажнике автомобиля в нише для запасного колеса, а в 2016 году состоялся запуск в эксплуатацию новой роботизированной линии по сборке и сварке тороидальных газовых баллонов для автомобильного транспорта. Оборудование стоимостью 2,8 миллиона евро для этой линии было закуплено в Италии.

Пропан или пропал?

Водитель популярной службы такси Александр Ерофеев об экономии «газовых» автомобилей сказал так: 

— Природным газом заправляться довольно выгодно: 75 копеек за кубометр. Если техника потребляет в среднем около 10 литров бензина на 100 километров, то расход метана будет порядка 8—9 «кубов». А в случае если установлено газовое оборудование на пропане, сжиженном газе, расход составит около 11 литров. Тому, кто ездит много, это выгодно, а мы, таксисты, ездим больше всех. Единственное, боюсь, чтобы со временем не произошло, как с дизельными автомобилями. Помните, как подскочила в цене солярка в свое время? Так и с газом: если цена вырастет, экономии конец. Но пока все стабильно, и это радует. 

Факт налицо: многие автолюбители Беларуси по достоинству оценили конкурентные стороны газомоторной техники по сравнению с автомобилями, работающими на традиционных видах топлива. Как рассказал директор одной из компаний — установщиков газобаллонного оборудования на автомобили Александр Щербицкий, в 2018 году начался резкий рост популярности на установку ГБО на автомобили, достигший наивысшего пика к 2019 году. 

Кроме такси, на популяризацию метана как автомобильного топлива также повлияло и развитие технологий: на рынке появились сравнительно недорогие баллоны объемом 90—100 литров, которые, кроме конкурентной стоимости, отличаются более низким весом и эргономичными размерами. Сегодня легковой автомобиль на метане обладает запасом хода около 180—200 км. Да, сравнительно немного. Но надо учитывать расход и стоимость: они ниже, чем сжиженного газа, и значительно ниже, чем бензина. Именно поэтому переоборудование на метан больше интересно для такси — они имеют преимущественно городской цикл работы.

Сейчас начинает развиваться и совершенно новый рынок — это переоборудование на метан дизельных автомобилей, отметил Александр Щербицкий. Соответствующие разработки были и раньше, но технологии, которые можно назвать доработанными и безопасными для двигателей, появились сравнительно недавно. Поэтому в ближайшее время вполне можно ожидать бума на переоборудование дизельного транспорта на природный газ. 

В Беларуси постепенный перевод коммерческого транспорта на природный газ может сэкономить в масштабе республики огромнейшие средства, уверен Александр Щербицкий. Но если с легковым транспортом все понятно, то какова выгода в сфере крупных пассажирских перевозок? Вот что ответили в ГП «Минсктранс»: на предприятии с марта 2015 года на нем эксплуатируется 10 автобусов модели МАЗ-203С65 с двигателями, работающими на ком­при­мированном природном газе, а из 86 автомобилей хозяйственного парка с бензиновыми двигателями переоборудовано для работы на сжиженном углеводородном газе 64 единицы. Экономия топлива при эксплуатации автобусов модели МАЗ-203С65 по сравнению с аналогичными моделями дизельных автобусов за 2019 год составила 42,5%. Однако общая экономия с учетом всех дополнительных затрат на их обслуживание и ремонт — менее 1%.

Специалисты предприятия считают, что по надежности и технической готовности автобусы МАЗ с двигателями, работающими на природном газе, уступают дизельным автобусам. Основные неисправности газовой аппаратуры, выявленные в процессе эксплуатации данных автобусов, связаны с выходом из строя газовых редукторов, предпусковых подогревателей двигателя, ручных запорных кранов. Экономия топлива автомобилями хозяйственного парка, переоборудованными для работы на газо­образном топливе, за 2019 год составила около 41,5 тысячи рублей.

В целях снижения потребления светлых нефтепродуктов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2018—2019 годах «Минсктранс» приобрел транспортные средства с бензиновыми двигателями, оснащенные газовым оборудованием в условиях заводов-изготовителей при их производстве (с получением сертификата и проведением полного цикла испытаний). Специалисты предприятия пришли к выводу, что применение природного газа в качестве моторного топлива для пассажирского транспорта не очень перспективно. Их вывод основан на более высокой стоимости новых автобусов с двигателями, работающими на природном газе, а также на прогрессирующих мировых тенденциях развития электротранспорта. Что же, трудно сразу однозначно сказать, почему не прижились городские автобусы, работающие на природном газе, в столичных автопарках. Но факты — вещь упрямая. Вряд ли рачительный хозяин будет обновлять свой автопарк машинами, которые с учетом дополнительных затрат, обслуживания и ремонта дают общую экономию менее 1%.

Во время подготовки материала на сайте одного из известных европейских новостных телеканалов появилась информация: Volkswagen поставил крест на компримированном природном газе. Да, крупнейший автостроитель мира прекращает разработку легковых машин на газомоторном топливе CNG, потому что целиком сосредотачивается на выпуске электромобилей. Об этом сообщил в беседе с газетой Handelsblatt директор по развитию мирового концерна Франк Вельш. Легковые автомобили на газомоторном топливе не востребованы покупателями, констатировал директор по развитию. Он уверен, что спрос и в будущем расти не будет. Поэтому концерн решил не распыляться и всецело сосредоточиться на разработке и производстве электромобилей. Тем самым автокорпорация ставит окончательный крест на автомобилях с технологией CNG. Причем не только в Германии и Европе, а, похоже, и во всем мире. 

Но не стоит делать выводов планетарного масштаба. Ведь, по сути, это решение только одной компании, хотя и с громким мировым именем. Она, лишь ослабляя конкуренцию, вместе со своими дочерними брендами освобождает место на рынке для тех, кто продолжает эффективно работать в области газомоторной техники. Да, темпы развития рынка электромобилей растут. Но пройдет еще достаточно времени, чтобы успеть воплотить в жизнь все нереализованные планы таким странам, как Беларусь, которые имеют собственное отечественное производство газобаллонной аппаратуры. Очень перспективна газификация дизельного транспорта: грузовики на электротяге еще не скоро станут массовыми в автохозяйствах, а газодизельные технологии уже фактически отработаны и готовы к воплощению в жизнь. К тому же экономия для легковушек, работающих на газе, — факт, с которым трудно поспорить. А если так, то у нас есть резервы для уменьшения платы за пробег огромного количества машин из различных ведомственных парков. Да, будущее за электротранспортом (по крайней мере, так это видится сегодня), но еще очень долгое время на рынке будет сосуществовать множество технологий, каждая из которых будет иметь свой востребованный сегмент применения. 

На чем едем

Преимущества природного газа уже убедили многих операторов парка коммерческого транспорта по всей Европе осуществить переход на экологичные двигатели. Двигатель, работающий на природном газе, значительно более экономичен, чем двигатель на дизельном топливе, что обеспечивает снижение расходов на топливо до 30%. Это является наиболее важным фактором при оценке совокупной стоимости владения автомобилем. Более того, например, правительство Германии объявило налоговые льготы на использование автомобилей на природном газе до конца 2026 года. 

Уже в 2020 году на территории ЕС новым транспортным средствам будет разрешено производить в среднем не более 95 г СО2 на километр. Вероятно и вполне логично, что к 2025 году этот допустимый предел ожидает дальнейшее снижение в целях экополитики. Двигатели на метане способны удовлетворить и эти нормы токсичности не только благодаря меньшему выбросу СО2. Дополнительное преимущество в том, что показатели выбросов твердых частиц в газовых двигателях ниже, чем у бензиновых или дизельных аналогов.

hightech.fm

Баллоны катят

Что представляет собой комплект газобаллонного оборудования, устанавливаемый на автомобиль? Если речь идет о метане, то самая дорогостоящая часть комплекта — баллон, от которого по топливопроводам газ поступает к редуктору, понижающему давление, рассказал Александр Щербицкий. 

Далее метан поступает в дозирующие устройства — форсунки, которые распыляют топливо непосредственно во впускной коллектор двигателя. Всем этим процессом управляет специальный электронный блок. Плюс фильтр и шланги. Обслуживание системы заключается в периодической замене фильтра тонкой очистки (через 10 000 км). Также один раз в 3—5 лет необходимо проходить переаттестацию баллонов: проверяется их должное состояние и бе­зопасность эксплуатации. Что касается стоимости, то, например, комплект оборудования с установкой на популярные модели автомобилей обойдется примерно в 2340—2600 рублей. В таком случае будет установлен баллон объемом 90—100 литров, вмещающий около 22 кубометров метана. Комплекты для грузового транспорта, тем более дизельного, значительно дороже. Поскольку используется, как правило, большее количество баллонов, сложнее монтаж. В этом случае стоимость может варьироваться в пределах 13 000—15 600 рублей. 

В ТЕМУ

Сергей Кучинский, заместитель директора предприятия по установке газобаллонного оборудования:

— Идея использовать природный газ метан в качестве автомобильного топлива возникла не случайно: по сравнению с традиционным бензином в его выхлопах содержится в 2—3 раза меньше оксида углерода, в 2 раза меньше окиси азота, а показатель задымленности снижается в 9 раз! Также очень важно, что в таких автомобильных выхлопах отсутствуют очень опасные соединения серы и свинца, которые наносят наибольший вред природе и, в частности, атмосфере. Метан — природный газ, объемы его получения значительно больше, чем пропана, который добывают при переработке нефти.

По этой причине он является более доступным и дешевым сырьем. Что немаловажно, метан менее взрывоопасен, чем пропан. Долгое время практическое использование метана в качестве автомобильного топлива ограничивала его низкая плотность. Для его хранения необходимы баллоны, которые выдерживают высокое давление — около 200—260 атмосфер. 

Например, для сжижения пропана нужно всего 10—15 атмосфер, что позволяет использовать традиционные металлические баллоны. 

Сейчас природный газ метан считается наиболее экологичным и самым доступным видом автомобильного топлива. На него сегодня делаются основные ставки при переоборудовании транспортных средств для работы на самом экономном виде топлива.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter