На глобальные вызовы мы должны дать глобальный ответ

Мир нынче живет в новых условиях – условиях глобализации, для которых характерно беспрецедентное увеличение торговых, финансовых и информационных потоков, рост производственной кооперации, разветвленность экономических связей, многостороннее деловое, политическое и военное сотрудничество. Разумеется, что в таких условиях любому государству в одиночку выжить крайне трудно. Сегодня к разговору за «круглом столом» по теме «Роль и место Союзного государства в мировых интеграционных процессах в условиях глобализации» редакция газеты «Союзное вече» пригласила известных политиков, экономистов, ученых и общественных деятелей России и Беларуси.

Союз расширяет наши конкурентные преимущества
Сергей ГЛАЗЬЕВ, член-корреспондент РАН,  директор Института  новой экономики  Государственного университета  управления:
– Современная глобализация направляется ультралиберальной идеологией, отвергающей социальные достижения,  с таким трудом, а то и огромными человеческими жертвами завоеванные во многих странах мира. Тем самым человечеству брошен вызов, ответ на который должен быть дан также в глобальном масштабе. Либо вырвавшийся за пределы национальных ограничений капитал в погоне за сверхприбылями расколет человечество на враждующие социальные, национальные и религиозные группы, породив губительные конфликты, либо удастся создать глобальные механизмы гармонизации социально-экономических отношений на началах социального партнерства, взаимного уважения, равенства и взаимовыгодного сотрудничества, признания права каждого человека и каждого народа на достойную жизнь.
Создание Союзного государства расширяет наши конкурентные преимущества, наше экономическое пространство, наши возможности. Для общего рынка нам нужно иметь общую таможенную границу, единые таможенные пошлины, отсутствие каких-либо барьеров в перемещении товаров, людей и капиталов, общие условия ценообразования и антимонопольную политику.
Однако Союзное государство строится больше 10 лет, и до сих пор не создана соответствующая правовая база, не принят Конституционный акт. Все потому, что властвующей элите России это не нужно. Главным источником доходов олигархов являются либо природная рента, либо повышение цен, либо приватизация государственной собственности.
Соответственно создание Союзного государства будет, несомненно, означать вызов этим интересам. Партнеры по Союзному государству могут ведь и заинтересоваться, почему, скажем, сверхприбыль от использования российских природных ресурсов на одну треть остается за рубежом и в значительной степени уходит из-под государственного контроля. Может возникнуть и ряд других вопросов. Я, например, считаю, что главные проблемы в создании единого экономического пространства сегодня часто создает «Газпром». Дополнительный миллиард долларов, который он получит, не идет в сравнение с теми убытками, которые несет наша страна из-за кризисов, постоянно провоцируемых «Газпромом» в Беларуси  и  Украине. Мы  теряем кооперационные связи, теряем возможности  сбывать свои товары.
До сих пор политика России в отношении Союзного государства была двойственной. На словах российское руководство выступает за создание Союзного государства, а на практике очень мало для этого  делает. Более того, чиновники, от которых зависит подписание необходимых соглашений, саботируют это дело.
Союзное государство неизбежно означает создание общего таможенного союза. Ясно, что те люди, которые сегодня зарабатывают на контрабанде, не в восторге от того, что появится новый контролер и эти функции могут перейти к другому органу. Поэтому таможенное ведомство и те министерства, которые лоббируют интересы таможни, крайне скептически относятся к созданию Союзного государства и саботируют подготовку необходимых документов. К примеру, Минэкономразвития, по сути, устранилось от вопросов формирования Союзного государства. И даже в таком принципиально важном для будущего Союзного государства вопросе, как присоединение к ВТО, российское правительство ведет переговоры отдельно, Казахстан отдельно, Украина уже сделала все  по-своему. В итоге может получиться так, что, войдя в ВТО порознь и на разных условиях, мы не сможем из-за этого создать таможенный союз. А это означает, что не будет и Союзного государства. Ведь какое может быть Союзное государство без общего экономического пространства, которое предполагает таможенный союз?
Если говорить об общенародных интересах и макроэкономическом интегральном эффекте, то расчеты показывают, что если мы создаем Союзное государство с единым экономическим пространством, а значит, белорусские предприятия будут получать российские энергоносители на наших внутренних условиях, то темпы роста российской экономики поднимутся в полтора раза, белорусской – в два. Но Россия выиграет еще и за счет того, что экономический рост в Беларуси будет сопровождаться одновременным ростом спроса на российские товары, потому что в цене белорусских машиностроительных изделий – от 50 до 80 процентов российских комплектующих.
Скажем, если посмотреть, за счет чего растет российское тракторостроение, то увидим: в основном за счет поставок комплектующих в Беларусь, где собираются готовые трактора. Когда в Беларуси идет подъем промышленного производства, Россия тоже выигрывает, потому что растет спрос на российские двигатели, металл, комплектующие. И эта выгода для России в целом в десятки раз превышает мнимый ущерб и мнимую упущенную выгоду «Газпрома», на которую постоянно указывают враги российско-белорусской интеграции, на самом деле лоббирующие частные интересы узкой группы лиц. Поэтому создание единого государства – в наших национальных интересах.
Вместе противостоять зарубежной экспансии
Михаил КОВАЛЕВ,  профессор,  декан экономического факультета Белорусского  государственного  университета:
– Экономические законы отменить по приказу нельзя. Экономики Беларуси и России очень тесно связаны и во многом взаимодополняемы. Вспомним, например, что в  свое время Беларусь была нефтехимическим центром всего Советского Союза, обеспечивая потребности той огромной страны в полиэтилене, химических волокнах, шинах и тому подобной продукции. И если сегодня проанализировать внешнюю торговлю Беларуси, то станет очевидно, что практически все тогдашние кооперационные схемы работают и сейчас.
Сегодня российские трубы не успевают качать нефть и газ на Запад. Страна пытается строить все новые и новые нефтепроводы и газопроводы. А надо ли это делать? Может быть, выгоднее строить на территории Беларуси заводы, которые будут перерабатывать эти энергоресурсы, и поставлять за кордон уже не сырье, а готовую продукцию? И тем самым зарабатывать вдвое больше, чем при поставках в Европу сырья.
Россия и Беларусь должны объединить свои усилия и перед лицом зарубежной экспансии на наши традиционные рынки, когда зарубежные компании оттесняют оттуда нашу продукцию. И у КамАЗа, и у МАЗа уже сейчас возникают одинаковые проблемы в конкуренции с зарубежными грузовиками на рынке, например, Казахстана. Но через год-два мы можем с такими же проблемами столкнуться уже и на наших собственных рынках. Пора бы очень серьезно задуматься над тем, что именно Беларусь и Россия вместе могут этому противопоставить.
Мы должны позаботиться и о том, как еще теснее интегрировать наши производства, как эффективнее осуществлять трансфер технологий. Во-первых, мы не должны продавать иностранцам чистые научные результаты, а научиться внедрять их в экономику Союзного государства. Процесс уже пошел, но проблем по-прежнему хватает. Во-вторых, необходимо осознать, что никакие инновационные фонды, «дирижируемые» государством, не поднимут инновационный уровень. Для этого нужны частные венчурные фонды, поддерживаемые государством. Как показывает мировой опыт, чиновник чаще отдает деньги не тому, кто может добиться успехов, а тому, кто милее сердцу этого чиновника. Например, в Китае вообще отказались от инновационных фондов. Там просто обязали каждое предприятие направлять на инновации определенный процент средств. И это сработало. Чем мы хуже?
Убежден, что России хватит дальше наращивать продажу нефти и газа в Европу. Фактически страна уже сейчас торгует в долг, получая за российское бесценное сырье американские доллары, которые тут же обесцениваются. Не лучше ли направлять эти деньги на инвестиции, в том числе в Беларусь. Даже у коммуниста Брежнева хватило ума не держать нефтедоллары в банках за рубежом, где они могли бы обесцениться, а купить на них завод «Фиат». Благодаря этому весь Советский Союз ездил на «Жигулях». А у нынешних экономических руководителей России почему-то не хватает понимания. Они боятся, что если эти деньги инвестировать внутри страны, то можно подстегнуть инфляцию.
Беларусь готова предложить свою территорию для реализации перспективных инвестпроектов. Мы не боимся перегрева экономики, мы освоим эти ресурсы. Тем более для пользы обоих народов Союзного государства. И это будет значительно лучше и мудрее, чем отдавать эти деньги Западу.
Региональные союзы сегодня особенно важны
Андрей ТУР, заместитель  министра  экономики Беларуси, доктор  экономических наук:
– В этой связи напомню, что отмена в Беларуси «золотой акции» и принятие ряда других стимулирующих мер создают системные условия для привлечения инвестиций в страну. Эти шаги адресованы всем странам. Но прежде всего они адресованы российскому капиталу, который теперь получает дополнительные стимулы и  гарантии. Это позволит еще больше укрепить нашу региональную экономическую систему, повысить конкурентоспособность Беларуси и России по отношению к третьим странам, сделает ее более устойчивой к тем угрозам, которые несет глобализация.    
В целом же для активизации экономического сотрудничества Беларуси и России есть несколько фундаментальных предпосылок. Во-первых, в условиях глобализации значение региональных экономических союзов существенно возрастает само по себе. Эти объединения позволяют эффективнее противодействовать негативным факторам и повышать конкурентоспособность экономики каждой из стран, входящих в союз, и Союза в целом.
Второй момент, который вытекает из первого и который не менее важен, заключается в том, что, несмотря на разноразмерность экономик Беларуси  и России (мы, естественно, отличаемся по масштабу и структуре), в то же время мы очень взаимодополняемые. И об этом сегодня уже говорилось выше.
Отмечу еще один момент.
В экономике Беларуси и России особенно развиты крупные предприятия, оставшиеся в наследство от Советского Союза. Они используют наработанные технологические цепочки, традиционные рынки сбыта. Однако теперь наши страны вступают в постиндустриальную фазу развития, требующую расширения не только производства некой материальной продукции, но и предоставления услуг. Более того, именно сфера услуг сегодня выступает основой экономического роста. Ведь если не будет, условно говоря, товаропроводящих сетей, логистических центров, других элементов инфраструктуры, то это станет сдерживать дальнейшее развитие наших экономических отношений, экономики Союзного государства в целом.
Весь мир прошел этот путь, поэтому и у нас, считаю, крупные предприятия будут «обрастать» более мелкими, что в свою очередь будет стимулировать привлечение частного капитала.
Сопоставляя развитие малого предпринимательства в наших странах, могу отметить, что этот процесс тоже во многом идентичен. Достаточно сравнить долю малого бизнеса в ВВП: в Беларуси – 7,8 процента, в России – 8,1. Говорить о каких-то асинхронных процессах не приходится. Тем более если судить по прессе, россияне сейчас очень активно обсуждают проблемы выживаемости малого бизнеса, доступности кредитных ресурсов, упрощения административных процедур, снижения налоговой нагрузки и другое. И это, по сути, созвучно с тем, что обсуждается в Беларуси. То есть как бы кто-то ни убеждал, что одна страна обогнала другую, проблематика малого бизнеса идентична. Тем более что определить оптимальную долю предпринимательства в экономике страны очень сложно: это во многом зависит от того, какую специализацию в производственном секторе выбирает то либо иное государство.
В Беларуси до 2010 года планируется довести уровень малого и среднего бизнеса в общей выручке от реализации товаров, работ и услуг до 30–33 процентов (на конец 2007 года эта цифра составляла 19–20 процентов). Но и это не предел. Могу сказать, что в  Беларуси созданы все предпосылки для того, чтобы малый бизнес пошел даже в малые города и села. А это станет базой для прихода более крупных инвесторов, в том числе российских. Малый инновационный бизнес является мощнейшей «подушкой» для инновационного развития наших государств и Союза Беларуси и России в целом. 
Экономики двух стран развиваются, растет конкуренция между белорусскими и российскими производителями, что вызывает порой спорные ситуации. Следует понимать, что это естественный процесс развития. Самое главное, чтобы условия конкуренции были равными. Такое соперничество стимулирует производителей к улучшению работы. И то, что между странами-союзницами в минувшем году товарооборот составил около 26 миллиардов долларов, свидетельствует о том, что взаимодействие и  взаимосвязь наших экономик год от года только возрастает.
Более того, в экономической интеграции Беларусь и Россия продвинулись более всех остальных государств постсоветского пространства. И это становится стимулом для расширения сотрудничества между всеми постсоветскими странами. Особенно наглядный пример – это взаимодействие в рамках  ЕврАзЭС.
Мы  не всегда понимаем друг друга
Александр ФАДЕЕВ,  заведующий отделом Беларуси Института  стран СНГ:
– Повышение влияния России на интеграционные процессы на постсоветском пространстве является одним из основных условий роста ее международного авторитета и лидирующей роли. Достижение реальных политических, военно-стратегических и экономических результатов на данном направлении возможно в ходе российско-белорусского сближения. После вступления в силу Договора о создании Союзного государства Российской Федерации  и Республики Беларусь в 2000 году процесс российско-белорусской интеграции вышел на более высокий уровень, что наряду с дополнительными возможностями создало для российского руководства и новые проблемы. Так, например, в правящих элитах России и Беларуси до настоящего времени не было выработано единой идейной концепции интеграции двух стран. Методы политического сближения, прописанные в Договоре, в частности создание единого представительного органа Союзного государства, шли вразрез с процессом укрепления властной вертикали внутри России.
Что касается политического класса Беларуси, то здесь продолжают бороться две извечные тенденции – любовь к России и надежда на ее помощь, с одной стороны, и опасение потерять национальную независимость, подпав под ее влияние и власть, – с другой. Белорусская сторона акцентирует внимание на том, что Беларусь состоялась как независимое, самодостаточное государство, а государственный суверенитет признан высшей ценностью, которую необходимо всемерно отстаивать на международной арене. Поэтому Президент и другие высшие государственные должностные лица Республики Беларусь в своей политике по отношению к России придерживаются принципа союза двух равноправных государств, настаивая на безусловном признании Москвой национально-государственного суверенитета Беларуси. Но это не встречает понимания со стороны российского руководства.
Минск склоняется к модели взаимоотношений с Россией с упором на экономическое сотрудничество. Однако российская экономическая элита является основным противником создания единого экономического пространства в рамках Союзного государства, поскольку выступает против усиления роли государства в экономических процессах. В то же время Республика Беларусь продолжала придерживаться  практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот своим хозяйствующим субъектам, несмотря на имевшую место договоренность с Россией об их отмене. Все это препятствовало созданию общего рынка в рамках Союзного государства, прогрессу в сближении экономической политики национальных правительств и переходу на новый, более высокий уровень сотрудничества между Россией и Беларусью.
У обоих государств есть схожие подходы по широкому кругу внешнеполитических вопросов, вплоть до взаимного понимания укрепления оборонного потенциала. Однако внешнеполитические шаги до последнего времени мало согласовывались между собой. Конфликты вокруг поставок в Беларусь энергоносителей не только нанесли ощутимые удары торгово-экономическим отношениям двух стран и их международному авторитету, но и вскрыли ряд глубинных экономических и политических противоречий между Россией и Беларусью.
Психологию людей время меняет
Георгий  ЕВЕЛЬКИН, директор Института  социологии  Национальной  академии наук  Беларуси:
– Принятие решения о строительстве  белорусско-российского союза изначально гражданами наших двух стран было воспринято позитивно. Ведь люди как в России, так и в Беларуси в большинстве своем считали себя единым советским народом (особенно это было характерно для старшего поколения).
Однако интеграционный путь оказался не таким простым, как представлялось. За минувшее время было все: и этапы быстрого сближения, и разъединяющие кризисы. Не оправдавшиеся надежды привели, с одной стороны, к разочарованию, а с другой – к более взвешенному отношению к Союзному государству как важной надгосударственной структуре.
В начале формирования белорусско-российского союза за то, чтобы мы жили в одном государстве, было более 80 процентов белорусского населения. Сегодня – около 45 процентов. Но при этом еще более 40 процентов считают, что у нас должен быть самый тесный экономический союз, должны и дальше всячески укрепляться политические и военные связи, должна быть единая позиция в отстаивании наших общих интересов на Западе. То есть речь идет о союзе двух суверенных государств, которые имеют общие исторические корни и экономическую заинтересованность друг в друге. Это более европеизированный подход, сформировавшийся под влиянием того, что за небольшой исторический срок суверенитета граждане Беларуси смогли  увидеть, что им самим удалось сделать многое, что Беларусь сама в состоянии себя обеспечить.  В Беларуси сегодня стабильная политическая и социальная обстановка, низкий уровень безработицы и преступности, высокая социальная защищенность. В белорусском обществе все сильнее и понимание того, что страна формируется как суверенное европейское государство со своей историей и культурой. Многие при этом опасаются: а не произойдет ли изменений в худшую сторону после объединения (тревожит в значительной степени приход крупного частного капитала и как следствие – скупка белорусской промышленности, что может привести к ослаблению социальной защищенности)?
То есть чувство самостоятельности, гордости и самодостаточности у белорусов год от года укрепляется. Поэтому при формировании Союзного государства сегодня граждане отдают предпочтение равноправной интеграционной структуре. Равные права при принятии решений, контроле за выполнением решений и так далее. Но, говоря о модели  Союзного государства, надо понимать, что в сознании общества это выражается не столько в неких законченных представлениях о будущем, сколько в принципах. И это вполне объяснимо. Например, проблема перехода к единой валюте. В СССР белорусы уже были в общем рублевом пространстве. И когда СССР разрушился, то рухнул и рубль. И многие помнят то время, когда в одночасье нищим стал весь народ.  Теперь ситуация другая. Белорусский рубль укрепляется. Более того, сегодня одним из элементов самодостаточности белорусов становится именно  устойчивость финансовой системы.
Поэтому на данном этапе очень важно обобщить накопленный интеграционный опыт, который бы учитывал изменения, произошедшие в сознании людей за последние десять – пятнадцать лет. И на основе этого определить четкий курс, который бы устраивал и белорусов, и россиян.
Естественно, сделать это непросто. Нужно время. Должен пройти, наверное, не год и не два, пока в массовом сознании созреет убежденность, что мы уже живем в едином государстве, что в основе нашего благополучия – экономическая полезность друг другу. Создание единого духовного пространства также будет помогать развивать отношения между народами. И еще один важный интеграционный фактор: если будет усиливаться внешняя угроза для наших государств (как, например, продвижение НАТО на восток, размещение американских баз ПРО в Польше), это будет только ускорять объединительные процессы. Люди всегда быстрее сплачиваются при наличии угрозы извне.
В целом же основная часть белорусского населения по-прежнему за самые близкие и дружественные отношения с Россией. И это главная опора в строительстве Союзного государства.
Поиск оптимальных решений на основе компромиссов
Юрий ШЕВЦОВ,  политолог:
– Могла ли интеграция идти более быстрыми темпами? Полагаю, что да. И вопрос энергоносителей здесь действительно очень существенный. Надо было давно попытаться  сформировать так называемый газовый картель на базе постсоветских стран. Но только сейчас, после пережитых проблем и резкого скачка цен на углеводороды, подобные тенденции начинают обозначаться. Ранее Россия не проявила для этого необходимой политической воли, а сосредоточилась на наведении порядка внутри страны.
Роль Беларуси как транзитной страны в таком газовом картеле очень важна. Если Беларусь в составе картеля, значит, у него есть прямой доступ к европейскому рынку. А уже вокруг мощной газотранспортной структуры быстрее бы шло наращивание военного и политического сотрудничества. Так что гипотетическая возможность для «прорыва» была и есть, но и без этого экономическая интеграция и так продвинулась настолько далеко, что на заре создания Союзного государства таких результатов вообще вряд ли можно было ожидать. Прошлогодний товарооборот между двумя странами в 26 миллиардов долларов говорит сам за себя. Это однозначно много. И этот товарооборот, подчеркну, достигнут на базе, которая заложена Договором о Союзном государстве.
Все последние годы Беларусь имеет очень высокие темпы экономического роста. И сложности, возникающие в наших взаимоотношениях, не должны заслонять главное. Беларусь уже не один год достигала 11-процентного роста своего валового продукта. И на ближайшие три года поставлена такая же задача. Но она выполнима только при одном условии – притоке крупных инвестиций. Исходя из логики решений Высшего Госсовета Союзного государства в минувшем декабре, можно сделать вывод, что россияне, видимо, сняли внутриполитический запрет на инвестиции в белорусскую финансовую сферу. В свою очередь Минск заявил, что не исключает продажи миноритарной доли в отечественных банках иностранным инвесторам. Приход российского капитала в банковскую сферу – это, по сути, перекачка капитала туда, где его не хватает. К тому же у российских банков есть клиенты – крупные корпорации, которые придут в Беларусь также с инвестиционными проектами. Беларусь получает и возможность размещать свои облигации на российском рынке, что также даст республике существенную финансовую прибавку. Для Беларуси эти средства важны, так как в стране идет масштабная техническая модернизация и прокладывается дорога на внешние рынки. Это результаты сотрудничества только в финансовом секторе. Но и на других направлениях просматриваются хорошие перспективы.
Что в будущем? Думаю, кардинального пересмотра стратегии на создание единого экономического пространства не будет, и мы продолжим двигаться выбранным курсом. Поиск оптимальных решений будет строиться  на основе компромиссов. Это и есть суть интеграции.
Кроме того, нужно учитывать и геостратегическую значимость белорусско-российского союза. Если бы, скажем,  Беларусь шла путем Украины или прибалтийских государств, заигрывая с США и странами ЕС, тогда бы давно уже был полностью реализован долго вынашиваемый западными стратегами план по созданию черноморско-балтийского блока, который бы, естественно, вступил в конфронтацию с Россией. И по отношению к Минску США свою политику тоже выстраивали бы иначе. Ведь подчинив своему влиянию Беларусь, они получили бы возможность контролировать основной транзит энергоресурсов на Запад.
Беларусь является к тому же очень важным психологическим фактором для России и всего постсоветского пространства, так как придерживается интеграционной идеологии, которую можно назвать по-разному – панславянской, восточнославянской, постсоветской. Но суть не в названии.  Беларусь у многих ассоциируется с ненационалистическим государством, что достаточно редкое явление на территории бывшего СССР. Обычно США, следящие за ситуацией в восточноевропейском регионе, быстро реагируют на националистический подъем и местный национализм, особенно если он имеет антироссийскую направленность. Белый дом подстегивает и подталкивает эти настроения. И если бы Беларусь в зародыше не остановила у себя подобные процессы, то это прежде всего сказалось бы на отношениях с Россией.
Кстати, вопросы безопасности в союзнических отношениях играют одну из главных ролей. Размещение американских баз ПРО в Европе и приостановление в ответ на это Россией исполнения своих обязательств по Договору об обычных вооруженных силах – на самом деле очень серьезные процессы, они затрагивают многие государства, в том числе и Беларусь. Если Россия действительно выйдет из ДОВСЕ, то изменится вся система безопасности в Восточной Европе. Изменится и значение Беларуси. То, что Минск покупает системы «Искандер» в России, свидетельствует о том, что Беларусь переходит на качественно новый военный уровень. По боевым характеристикам ракет, которые используются в данной системе, они являются оружием, по разрушительной мощи сопоставимым с ядерным. И наше взаимодействие с Россией в оборонительной сфере теперь требует гораздо большего внимания, чем раньше. Немаловажно и то, что официальный Минск заявил о готовности поддержать Россию в ее споре с США относительно размещения американских противоракетных баз в Польше и Чехии.
Политикам надо слышать  свой народ
Михаил  НОЖКИН,  киноактер,  драматург,  поэт и певец:
– Беларусь – наш единственный верный, надежный и проверенный союзник. На главном стратегическом направлении держит оборону. Если этого не понимают политики, то понимает народ. Если бы не Александр Лукашенко, американские ракеты сегодня уже стояли бы под Смоленском, а завтра и под Москвой. Спасибо белорусам за то, что они держат западное направление.
К сожалению, наши власти не обращают внимания на желание  наших народов жить в едином государстве. Это какая-то глобальная беда всех руководителей: не слышать голос народа, много говорить и почти  ничего не делать. Поэтому со временем историческая, родственная тяга друг к другу притупляется. Жизнь потихонечку идет, и в силу то ли неинформированности, то ли привычной инертности, привитой за последние годы, люди перестают понимать важность и даже стратегическую необходимость жить в едином государстве. Пока идея жива, возобновить ее ничего не стоит одной целенаправленной передачей. Но когда ничего конкретного в этом направлении не делается, реакция народа становится все слабей и слабей.
И  об  этом  народ  должен  напомнить своим правителям – чиновникам, нанятым на его деньги. Объяснить, письмами завалить, потребовать восстановить нашу  многонациональную семью. Ближе белорусов у нас никого нет. А между родственниками  не должны превалировать экономические интересы, прагматические расчеты, рыночные отношения.
Белорусы сохранили социальную систему, бесплатное образование, здравоохранение, АПК, несмотря на то что у них нет таких природных ресурсов, как у России. Поэтому наши политологи и советники боятся сравнения с Беларусью как огня, потому что оно будет не в их пользу. Они отпускают государственные рычаги, в то время как в развитых капиталистических  странах сохранены и жесткий государственный контроль, и плановая экономика, есть и свои госп

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter