На «Галавасека» не теряй головы

Календарь и традиции

10 сентября — в православном календаре день памяти преподобного Моисея Мурина.


11 сентября — Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна.


10 сентября — день памяти преподобного Моисея, который у нас в народе считался врачевателем ныне весьма распространенного недуга — пьянства. Прежде пьянство воспринималось как тяжелая болезнь и даже сглаз. Считалось, пьяниц «апуталi чэрцi» и подбивают слабых волей людей на выпивку. В сказках, анекдотах, былинах чаще всего именно мужик, «добра дзёрнуўшы пляшку», попадает на «штукi» разного рода «нячысцiкаў» или даже самого черта, которые после шинка или корчмы заводят его то в топкие болота, то в лесную чащобу. В пьяном состоянии человек слабеет и под влиянием злых сил нередко попадает в настоящую беду: «Як чалавек пачне пiць гарэлку, то п’е, пакуль яму ўжо не пачне ўсё круцiцца ды не стане з чарцямi размаўляць». Смерть, наступившая от пьянства, всегда считалась «нечистой», и последнее пристанище в таких случаях отводилось, как правило, за воротами кладбища. В народе верили, что на том свете такие люди страшно страдают от жажды, у них огнем полыхает рот, а черти всячески разжигают этот «костерок», увеличивая страдания грешников. Поэтому хату, где «добра прыкладвалiся да пляшкi», всегда обходили стороной свахи: кому же нужен такой муж? Но ведь и всем «сямейнiкам» выпивохи доставалось — нередко девушки из такого рода оставались вековухами.


Чтобы излечить пьяниц, женщины часто готовили отвары из трав, вызывающих рвотный рефлекс. Чтобы не пьянеть, считалось, нужно натереть полость рта кусочками очень кислого яблока. А еще нельзя пить недопитую кем–то рюмку, сливать водку из двух бутылок в одну, кроме того, рекомендовалось, перед тем как опустошить рюмку, подержать ее некоторое время в руках между пальцами. Существовал даже ряд заговоров против алкоголизма, точнее, обращений к святым угодникам с просьбой помочь прогнать этот недуг «на сухi лес ды на гнiлыя балоты, дзе людзi не ходзяць i птахi не лятаюць». Так что и сегодня, когда существуют новые методологии в борьбе с этим опасным увлечением, будет нелишним в день Моисея поставить свечку, как у нас говорят — точно «не зашкодзiць».


На 11 сентября в православии приходится день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Церковь сопровождала его строгим однодневным постом. В этот день старались не есть плодов круглой формы, не варили борщей, по цвету напоминающих кровь, — чтобы не накликать в дом несчастье. Еще избегали пользоваться ножом, даже хлеб старались нарезать загодя либо просто его ломали руками. Но на поле работали, причем день считался особенно удачным для посева озимых, считалось, что «жыта», посеянное на «Галавасека», наиболее «умалотнае». Приступали и к копке картошки — «пацiху пачыналi выбiраць».


К дню «Галавасека», чтобы в дальнейшем не болела голова, старались наломать побольше тяжелых, выспевших гроздей калины и сварить из нее кисель. На Минщине его готовили очень густым и разливали в миски, как желе, причем часто варили на овсяной основе, ведь крахмал появился не так уж и давно. Поэтому в народе день называют «Иван Калинник».


Сон в руку


Видеть чудесную икону — к большим и хорошим переменам в жизни. Молиться перед иконой, стоя на коленях, — исполнение желаний, душевное равновесие и покой.


Звон колоколов — к новостям.


Ягоды красные — к проблемам с кожей или к скорому выздоровлению детей.


Водку пить — будьте очень осторожными, поскольку «ходзiш каля бяды». Пьяным быть — к известию о болезни кого–то из родных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter