На еду, газеты, внукам на конфеты

Как пожилые люди тратят свои пенсии?

Как пожилые люди тратят свои пенсии?

«Не понимаю некоторых наших сограждан. И то им не то, и это не это. То пенсия маленькая, то зарплата, то экономический кризис. Слушаю и не могу понять: откуда столько недовольства жизнью? У меня пенсия ниже средней – 348 тысяч. Ни детей, ни внуков, нет даже племянников. Муж умер, живу одна. И тем не менее пенсии мне хватает, на судьбу не жалуюсь. На своем веку повидала многое: гибель родителей в войну, детский дом, послевоенную разруху. Училась, работала, как все. Никогда с мужем особо не шиковали, жили скромно, но дружно, поэтому экономить для меня не в новинку».

Евгения Николаевна, г. Столбцы

Письмо нашей читательницы заставило задуматься: как пожилому человеку разумно потратить пенсию? Поделиться опытом согласились несколько пенсионеров из разных населенных пунктов Беларуси.

Елена Игнатович, деревня Иканы Борисовского района:

— Живу одна давно, пенсионерка уже 25 лет. Когда-то пенсия была 132 рубля, сегодня – 500 тысяч. Сумма, конечно, немалая, но и цены кусаются. Планирую бюджет так, чтобы хватало на все и в долг не жить. В первую очередь оплачиваю коммунальные услуги, электроэнергию, телефон, радио, вношу плату за социальное обслуживание. И о газете «Рэспублiка» не забываю. Уже много лет ее выписываю. Поскольку являюсь инвалидом второй группы, за коммунальные услуги плачу 50, а за лекарства – всего 10 процентов. Конечно, приходится и за полную стоимость покупать.

Итак, за телефон в месяц выходит 12—15 тысяч, свет – 5—6, соцобслуживание – 14, радио – 600 рублей, газету – 10 тысяч. С дровами и брикетом дело сложнее – дом большой, поэтому на топливо уходит 300–400 тысяч в год.

С продуктами мне, конечно, легче, чем городским жителям: картошку, капусту, морковь, лук, свеклу, яйца не покупаю, все свое. На остальное в месяц уходит примерно сто тысяч. Большое подспорье – закатки: огурцы, помидоры, салаты, компоты. Правда, летом приходится потратиться на сахар.

Мой обычный рацион примерно таков. Завтрак – каша, чай или молоко. Обед – борщ, суп или рассольник, кусочек колбасы с хлебом. Чаще беру докторскую или куриную, но иногда и сырокопченую. Ужин – два яйца всмятку, творог. Летом очень выручают салаты из свежих овощей и зелени – вкусно и полезно, сплошные витамины.

Не забываю я и о своем главном богатстве – детях, а их у меня трое, внуков пятеро и даже правнучка. Ко дню рождения надо всегда что-то подарить, что я и делаю. Самая молодая внучка, Татьяна, студентка педуниверситета, отличница – нужно поздравить ее с успешным окончанием четвертого курса. Внук женатый, строит дом – тоже подброшу ему в случае необходимости 200 – 300 тысяч…

Со своей пенсией я еще имею счет в сбербанке – пополняю понемногу, а зимой побольше, потому что расходы меньше. Так что хватает на все. Правда, сильно не шикую, но и не отказываю себе в продуктах питания. В одежде не нуждаюсь – мои дети, дочери, везут и дарят все необходимое.

Если сложить небольшие пенсии Галины и Сергея Василевич из Витебска, то в месяц выходит около 600 тысяч.

— У нас с супругой большая квартира, лишние метры. Правда, у меня есть льготы, но у жены нет, — рассказывает Сергей Александрович. – Поэтому только кварт­плата с коммунальными услугами и платой за телефон составляет примерно 140 тысяч рублей в месяц. Кроме того, моя Галина Степановна – большая сладкоежка. Она может обойтись без мяса, но без шоколада — никак. Я пью чай с сушками или сухарями, а ей ежедневно покупаем сто граммов конфет. Это еще 80 тысяч в месяц. На здоровье, даже в нашем преклонном возрасте, слава Богу, не жалуемся, поэтому глазные и сердечные капли, валидол да йод – вот, пожалуй, самое дорогое, что покупаем в аптеке. На это много средств не идет. Иногда балуем себя и фруктами. Недавно выбрались с супругой в театр. Билеты недорогие, около 10 тысяч, так что можем себе позволить и культурную программу.

Установили в квартире счетчики воды. Конечно, выплатить сразу всю сумму не смогли, но в ЖЭСе сказали, что можно оплатить в рассрочку, что сейчас и делаем – отдаем примерно 25 тысяч в месяц. Кроме того, ежемесячно откладываем небольшую сумму (покупаем 20 долларов) – внукам на конфеты, на непредвиденные расходы да на одежду, хотя обычно с ней проблем не возникает: сын из Минска привозит. Кстати, недавно сын и косметический ремонт нашей квартиры сделал, внуки ему помогали – хороших детей мы вырастили…

Любовь Карповна из Минска получает среднюю трудовую пенсию – 390 тысяч. Она одинокая женщина, поэтому во всем рассчитывает исключительно на себя. После оплаты квартплаты и коммунальных услуг (летом около 50 тысяч) и покупки обязательных лекарств (у женщины высокое давление и больное сердце) у нее остается примерно 280 тысяч. Как и все пожилые люди, она откладывает деньги про запас – на похороны. «У меня все должно быть, как у людей, – и поминальный стол, и гроб, и памятник», – объясняет она.

— Получив пенсию, сразу же иду на рынок: закупаю крупу, сахар, макароны, овощи, масло, яйца, покупаю курицу, кусочек сала и сыр… Стараюсь выбирать белорусское, не импортное. После всех закупок остается тысяч двести. Делю их на количество дней в месяце – обычно выходит 6—7 тысяч в день. За пределы этой суммы при походе в магазин не выхожу – хлеб, молоко, творог… Иногда мармелад или зефир — много ли мне надо? Другое дело, если какая-то поломка, нужно вызывать сантехника из ЖЭСа или телемастера. Выбивают из колеи и болезни, если, кроме привычных лекарств, нужно покупать еще и другие. Вот тогда уже думаешь, как распланировать пенсию, чтобы на все хватило.

В таких случаях Любовь Карповну выручают отложенные деньги. Конечно, их немного, но пенсионерка уверяет, что жить без запаса нельзя. И приводит в пример свою подругу, у которой пенсия еще ниже, но той все равно хватает благодаря гуманитарной и адресной социальной помощи. «Важно не сколько ты тратишь, а что у тебя в душе», — любит повторять она, подкармливая на улице кошку с котятами, которых выставил на улицу вполне преуспевающий молодой сосед…

P.S. Судя по письмам читателей и мнениям моих собеседников, наши пенсионеры – неисправимые оптимисты. Конечно, люди, прошедшие войну, восстанавливавшие Беларусь в послевоенные годы, без сомнения, достойны большего. Думаю, нет такого человека, который не хотел бы, чтобы их бабушки и дедушки, родители после выхода на пенсию имели возможность получать удовольствие от жизни: ездить в круизы и путешествия, питаться в ресторанах и посещать салоны красоты… Но мы имеем то, что имеем, и не более того. Это факт. Как и то, что ни один пожилой человек у нас в республике не остается без внимания государства и в трудную минуту может рассчитывать на социальную поддержку. В этом году, к примеру, уже дважды производился перерасчет пенсий. Пускай суммы повышений и небольшие, но прирост все же очевиден. Кроме того, не следует всегда уповать исключительно на государство. Сделать жизнь своих близких пенсионеров чуть-чуть лучше и светлее и в наших силах тоже. Ведь дороже всех пенсий на свете для стариков наше внимание и забота.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter