На деревню к денежкам

Многие агроэкоусадьбы «попались» на неприличных сделках

Многие агроусадьбы «попались» на неприличных сделках

Отдых в деревне переживает свой бум, но, увы, не всегда среди иностранных туристов. Под вывеской эко- и агротуризма многие владельцы загородных особняков-коттеджей попросту сдают свои сотки для проведения свадеб, корпоративов и вечеринок. Все бы и ничего, но платят они при этом столько же, сколько и истинные подвижники белорусских культурных традиций, — одну базовую в год. Налоговики мониторят объявления и бьют тревогу.

Парное молочко или ящик водки?

Более 5 лет назад семья Вавиловых продала практически все, что нажила за долгие годы: в Гродно осталась только квартира для детей. На случай, если они не захотят разделить страстное увлечение родителей. Купили заброшенный дом в деревне Осники Скидельского сельсовета, взяли гектар земли под ведение подсобного хозяйства. За эти годы пристроили к домику веранду, посадили редкие растения. Приобрели коров, лошадей, а еще коз, овец, кур, индюшек…

В планах — построить большой деревянный дом и принимать у себя гостей, влюбленных в природу. Изюминкой усадьбы стали лошади, хольцеровские грядки (Зепп Хольцер в альпийских горах выращивает арбузы, киви и виноград) и потрясающее радушие молодых хозяев.

— Весь прошлый год мы участвовали в проекте ПРООН, который, надеюсь, выиграли, — делится хозяйка усадьбы Антонина Вавилова. — Вместе с детьми тщательно разработали проект «Страна естественных ощущений», который отражает наш патриархальный уклад. Своим гостям мы предлагаем только экологически чистые продукты питания: творог, масло, маскарпоне, яйца. В этом суть жизни на лоне природы.

Вопрос о заработках от агротуризма заставил гостеприимных хозяев призадуматься. По словам Сергея, все зависит от того, чего хочет сам турист. И дело тут даже не в деньгах — дело в принципе. Если, например, приедет молодежь с ящиком водки, то таким придется отказать. А если человек в восторге от природы, леса, натурального хозяйства и необычных хольцеровских грядок — тогда милости просим.

— За прошлый год у нас побывало примерно 500 человек. Заработки можно назвать сезонными: зимой у нас мало гостей, зато летом был расписан каждый час, — рассказывает Антонина. — Развиваться очень сложно, потому что люди готовы платить за проведение торжества, юбилея. А отдать деньги за то, чтобы обработать грядки или подоить корову, согласится далеко не каждый.

Корпоратив на сеновале

Сегодня агроэкотуризм самая выгодная с точки зрения налогообложения деятельность. Достаточно купить домик в деревне, уплатить сбор в размере 1 базовой величины в год, письменно проинформировать сельсовет о своих намерениях, подать в налоговую заявление о постановке на учет — и вперед! С каждым годом число агроусадеб растет: если в 2010-м на Гродненщине их было 180, то в 2013-м — уже 246. В прошлом году в агроусадьбах области отдохнуло более 55 000 человек, правда, в основном это белорусские туристы. На втором месте традиционно россияне, следом за ними идут поляки, литовцы и украинцы.

— Сельский туризм позволил заработать субъектам агроэкотуризма более 9 млрд. рублей (такие сведения предоставили сами владельцы усадеб). При этом налоговые поступления составили всего 26 млн. рублей, — указывает на диспропорцию Наталья Сиволовская, главный государственный налоговый инспектор инспекции Министерства по налогам и сборам по Гродненской области. — Поскольку въездной туризм мог бы со временем приносить солидные поступления в бюджет и стать хорошим бизнесом для населения, власти делают все возможное, чтобы таких агротуристических усадеб становилось больше.

150 и ни долларом меньше

Однако налоговики не могут не понимать, что часто владельцы усадеб просто предоставляют ночлег, отдых в бане за деньги. Так в чем же отличие? Агроусадьба должна предложить вам свежие продукты с огорода (либо национальные блюда), познакомить с национальными традициями, природным и историческим потенциалом. Если владельцы просто дают вам ключи от домика в деревне — это обычная сдача жилья. И здесь применяется уже совсем другой налог.

Если открыть рекламное приложение, то даже неспециалист увидит, кто занимается агротуризмом, а кто сдает недвижимость. К примеру, описание агроусадьбы в 8 км от Гродно: современный коттедж со всеми удобствами на 40 посадочных мест. Три спальни, большая кухня, парная, душевая, гостевой домик на 20 посадочных и 5 спальных мест. За все удобства хозяева просят 150 долларов в сутки. Следующее объявление также «говорящее» — дом с баней на берегу Августовского канала для проведения мероприятий на 50 человек (цена — 150 у.е.). Прилагается номерок. Звоню. Приятный мужской голос объясняет мне, что его дом оформлен как агроусадьба. Но удивлять национальными блюдами здесь никто не собирается: не для того сдают.

Поймай, если сможешь

— Очень сложно доказать тот факт, что хозяин просто сдает помещения внаем, — сетует Наталья Сиволовская. — Если приехать с проверкой, вам запросто могут предложить надеть кокошник и водить хоровод. Чем не знакомство с национальным колоритом? Пока мы ведем аналитическую деятельность, отслеживаем объявления на сайтах и в газетах. Многое зависит от активности людей: они сами должны заявлять, что оказанные им услуги далеки от идей агроэкотуризма. Но пока таких обращений единицы.

— Показательных во всех отношениях усадеб действительно немного, — анализирует ситуацию Татьяна Лидяева, заместитель начальника отдела туризма Гродненского облисполкома. — Чем дальше от города, тем больше вероятность увидеть деревенский уклад жизни, совмещенный с удобствами для туриста. Ближе к городу это обычный съем комнат с баней на часы и сутки. Хозяева зарабатывают на таком бизнесе огромные деньги. Те 9 млрд. рублей, по которым субъекты отчитались в налоговой, можно смело умножать на четыре. Даже если они и предлагают услуги приготовления праздничных блюд, то об их качестве можно только догадываться. При этом многие даже не удосуживаются заплатить пресловутую базовую величину. Как бороться с этим явлением, нам пока непонятно.

— Всего в стране насчитывается 1834 субъекта хозяйствования, занимающихся агротуристической деятельностью, однако в 2013 году выявлено всего 7 нарушений по уплате налога, — комментирует Сергей Шкут, начальник отдела информационно-разъяснительной работы, пресс-секретарь Министерства по налогам и сборам. — Что касается бань, проведения свадеб и банкетов в агроусадьбах, то такие мероприятия, однозначно, относятся к незаконной предпринимательской деятельности наряду с нелегальным извозом, репетиторством и т.д. В прошлом году наши сотрудники провели более 15 тысяч «контрольных закупок» — 99,9 % из них оказались результативными.

…Настоящих подвижников агротуризма, готовых отказаться от комфортной жизни и посвятить себя сельскому бизнесу, совсем немного, подытоживает глава семейства Вавиловых Сергей. Большой пласт владельцев так называемых агроусадеб — ушлые коммерсанты, которые выгодно вложили свои деньги в недвижимость. И теперь, прикрываясь несовершенством законодательства, получают хорошие дивиденды. Какие дивиденды получает страна, включившая зеленый свет сельскому отдыху, остается одним из самых обсуждаемых вопросов в среде налоговиков. 

----------------------------------------

Прямая речь

Сергей КАСПЕРОВ, заместитель начальника управления налогообложения физлиц ИМНС по Гродненской области:

— Мы неоднократно выступали с предложением о внесении изменений в указ, где было бы четко прописано, по каким критериям можно отделить агротуристическую деятельность от чисто предпринимательской. И, соответственно, выработать рычаги воздействия по отношению к недобросовестным владельцам агроусадеб. Мы не против, пусть человек сдает свой дом, но при этом пусть уплачивает налог, как и другие предприниматели. Пока же у нас «нечем крыть» — предоставление ночлега входит в перечень оказываемых услуг. Кстати, единый налог для ИП на сегодня 1 020 000 рублей в месяц (в отличие от одной базовой в год). За незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрен штраф — до 100 базовых величин.

----------------------------------------

Компетентно

Вадим КАРМАЗИН, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма:

— Не исключаю, что такие случаи есть, особенно это касается минчан. Все дело в льготных условиях ведения агротуристического бизнеса, та самая одна базовая в год подтолкнула многих к этому виду деятельности. Есть и лазейки в указе, где нет четкости в предоставлении комплекса услуг, в том числе и по размещению, питанию, ознакомлению с культурным и историческим потенциалом. Буквально пару дней назад мы направили в Совмин письмо с просьбой помочь совместно разработать правила оказания услуг в сфере туризма, включая и агротуризм. Предстоит кропотливая работа, которая займет не менее полугода.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter