На что рассчитывать предпринимателю

Желающих заняться своим делом в Беларуси все больше. А значит, и больше вопросов, касающихся нюансов ведения бизнеса. Разобраться в них и новичкам, и опытным предпринимателям на “прямой линии” в редакции “НГ” помогали заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Евгений СЕМЕНОВ, начальник управления регистрации и лицензирования Мингорисполкома Дмитрий АНТОНЕВИЧ, специалисты Министерства по налогам и сборам Светлана ПЕТУШОК и Ольга ВОЛОТ.

— занимаюсь производством мебели. Собираюсь переходить на упрощенную систему налогообложения. По какой ставке в новых условиях придется платить экологический налог, как изменится арендная плата, сколько придется платить за утилизацию отходов и что изменится в системе формирования цен на продукцию?
— Упрощенная система налогообложения (УСН) является особым налоговым режимом. Все остальные аспекты работы предприятия регулируются другими законодательными актами. Таким образом, уплата экологического налога организациями, применяющими УСН, не производится, вопросы утилизации отходов изменения, предусмотренные Указом Президента № 119, не затронут.
Организации, применяющие УСН в соответствии с Указом Президента № 119, производят уплату арендной платы за землю в порядке, установленном договором аренды.
Индивидуальные предприниматели и малые предприятия со средней численностью работников до 15 человек и валовой выручкой организаций до 600 миллионов рублей в год освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности, они ведут учет в книге доходов и расходов.
Составление экономического обоснования устанавливаемых цен не требуется. Вы формируете цену исходя из калькуляции. При этом, конечно, не должно быть перекосов в ценообразовании, когда устанавливается уровень рентабельности, например, в сто, двести процентов и так далее.
— Я пока работаю индивидуальным предпринимателем. Если по упрощенной процедуре перерегистрироваться в унитарное предприятие, то куда нужно обращаться, какие документы подавать и сколько за это платить?
— Следует обратиться в местный исполком, в котором вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель. Необходимо подать следующий пакет документов: заявление и анкету установленного образца, справку Министерства юстиции о согласовании наименования унитарного предприятия, устав и две его нотариально засвидетельствованные копии, копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования, гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение унитарного предприятия после его государственной регистрации по заявленному месту нахождения, а также эскизы печатей в двух экземплярах.
Если будете регистрироваться в рамках Указа Президента № 302, то есть до 10 ноября, то ни за регистрацию, ни нотариальные сборы платить не придется.
— наверное, как и 90 процентов всех предпринимателей Беларуси, я работаю на арендуемых площадях. А владельцы зданий постоянно увеличивают цену. Например, в Минске уже предлагают помещение стоимостью 2,5 тысячи евро за квадратный метр. Из-за этого, конечно, дорожают и товары, и услуги, которые предлагают предприниматели. Контролирует ли кто-нибудь рост цен на недвижимость?
— Чтобы не допустить необоснованного роста размера арендной платы, в свое время принят указ Президента, в котором были четко определены базовые ставки размера арендной платы. В Минске они самые высокие. В областных и районных центрах других населенных пунктах — значительно ниже. Но при этом местные органы власти при наличии убедительного обоснования издержек арендодателя могут устанавливать повышающие коэффициенты к базовым ставкам арендной платы. Но эти коэффициенты не могут устанавливаться “с потолка”, они должны быть аргументированы и согласованы с местным исполкомом. Поэтому арендная плата в 2,5 тысячи евро за квадратный метр, о которой вы говорите, мне кажется, маловероятной.
Вполне возможно, вы ее путаете со стоимостью помещения, которое вам предлагают купить. В таком случае цену определяет только спрос и предложение, жестких предельных цен в этом случае не существует.
— Работаю индивидуальным предпринимателем в сфере грузоперевозок, есть наемные работники.  Если регистрироваться как УП, то распоряжаться  деньгами будет один человек.  А у нас же все вкладывали деньги поровну. В какой другой форме лучше регистрировать предприятие? Во сколько  это обойдется?
В случае, если учредителями коммерческой организации хотят выступить два и более человека, то законодательством предусмотрены следующие юридические лица: ООО, ОДО, ОАО, ЗАО.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) — с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде общества с дополнительной ответственностью  (1200 евро).
Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством о ценных бумагах. Если отчуждать акции можно только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, то это закрытое акционерное общество (ЗАО). Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти.
Уставный фонд  для ООО — 1600 евро,  для ОДО — 400 евро, для ЗАО — 3000 евро, для ОАО — 12 500 евро. За госрегистрацию взимается сбор в размере 60 евро.

(Продолжение следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter