Что за место такое - Ёлки?

На Благовещение в Ёлки снова прилетят аисты

МНОЖЕСТВО раз приходилось ездить в этом направлении, но о Ёлках, деревне всего в нескольких километрах от Ивацевичей, никогда не слышал, пока однажды не обратил внимание на маячащий вдалеке указатель. Вместе с лесником Ивацевичского лесхоза Александром Никитенко повернули направо, и метров через двести узкой асфальтовой дороги перед нами, словно в сказке, выросли аккуратные домики с высокими и маленькими елочками у заборов. Вот уж поистине — Ёлки! 


— Я сам из этих мест, — начал разговор мой спутник. — Леса тут кругом. А Ёлки неспроста именно так назвали. Поблизости целые массивы лесных красавиц. Выращиваем их и в питомниках. 

В годы Первой мировой войны в окрестностях Ёлок долгое время стоял фронт. Три дзота с тех времен сохранились до наших дней. Один и ныне в хорошем состоянии. Туристов, посещающих эти края, чаще всего и интересуют те далекие события, оставшиеся фортификационные сооружения.

А неподалеку еще одна достопримечательность уже другой войны — урочище Хованщина, где во время Великой Отечественной размещались штаб Брестского партизанского соединения, редакция и типография подпольной областной газеты «Заря». Густые леса, окруженные непроходимыми болотами, во многом обусловили то, что центр руководства борьбой народных мстителей целого региона располагался именно здесь. 

В сегодняшних Ёлках не больше десяти домов, а в эти зимние вечера там и вовсе две жительницы — пенсионерки Алла Давыдик и Анна Лапчук. Живут по соседству, часто наведываются одна к другой, а к Новому году обязательно наряжают елки. 

В канун праздника «Сельская газета» и Брестское государственное производственное лесохозяйственное объединение решили сделать для Анны Васильевны и Аллы Леонтьевны праздничный сюрприз: подарить живые ели. В лесхозе подобрали самые красивые деревца, их завезли Александр Никитенко и управляющая делами Яглевичского сельисполкома Алла Осипик. 

— Я, хотя и живу одна, всегда на Новый год украшаю елку, — благодарит нас 76-летняя Анна Лапчук. — Дети выросли и разъехались кто куда, в гости приезжают нечасто. Но если в доме стоит елочка, на душе сразу становится веселее. 

Алла ОСИПИК и Александр НИКИТЕНКО дарят елку Алле ДАВЫДИК.

Анна Васильевна достает из большой коробки разноцветные игрушки. Я с удивлением смотрю на необычного стеклянного Деда Мороза. 

— Наверное, полвека назад, если не раньше, его купили. Тогда еще дети были маленькими, — заметив мой пристальный взгляд, с грустью говорит хозяйка. 

Многие игрушки, что бережно хранит в коробке Анна Васильевна, помнят давние времена, когда в хате было шумно и весело. Полупрозрачные стеклянные шарики, зеленые огурчики, разноцветные шишки, космонавты, грибочки… Нынче такие украшения редкость. 

Алла Давыдик на заслуженный отдых вышла не так давно. До этого работала в торговле. Вместе с мужем вырастили сына и дочку, теперь помогает воспитывать внуков. В Яглевичах — центре сельсовета — у Аллы Леонтьевны квартира. Только бывает женщина там нечасто, за ней присматривает супруг. А ей больше нравится старый домик в Ёлках, который несколько лет назад купили под дачу. 

Женщина ведет нас на улицу, показывает искусственную елочку, установленную перед окном. Рядом из мелких камней выложена извилистая речка. 

А в сенях уже стоят картонные горшочки с грунтом. В январе планирует посеять помидоры и сладкий перец. Пока рассада вырастет — и весна, глядишь, подоспеет, в самый раз будет переносить саженцы в парничок, чтобы в начале лета можно было получить урожай. 

В центре двора на электрическом столбе пустующее зимой гнездо аистов. 

— Прилетают они всегда на Благовещение, — замечает женщина, — а улетают на Спас. Прошлым летом вывелось четыре маленьких аистенка. Они стали настолько ручными, что вместе с курами расхаживали по огороду. Мы подкармливали их мойвой и килькой. Соседи останавливались у калитки и удивлялись, как нам удалось приручить этих птиц. 

Встречала Новый год Алла Леонтьевна вместе с мужем в Ёлках. Сын Дмитрий и дочь Татьяна обещали приехать и привезти внуков к Колядам. Соберутся непременно на даче. 

Покидаем деревню в сумерках. В центре ее, где стоят дома Аллы Давыдик и Анны Лапчук, зажигается одинокий фонарь. 

— Светит по часам, — упреждает мой вопрос Александр Никитенко. — И автолавка заезжает строго по расписанию — три раза в неделю. И автобусы из райцентра ходят регулярно. Так что вниманием люди здесь не обделены. 

Весной, когда установится тепло, деревня оживет. В дома возвращаются люди, которые на зиму уезжают к детям. Несколько участков приобрели дачники. Один добирается даже из Минска и никому не собирается его продавать. А зачем? Рядом лес, грибы, ягоды, чистый воздух. И до райцентра, через который проходит железнодорожная магистраль Брест—Минск, рукой подать. 

— Кажется, деревня под боком у города, — рассуждает председатель Яглевичского сельисполкома Валентина Безносик, — а жителей меньше и меньше. 

Но удобное расположение населенного пункта у автодороги, ведущей из Ивацевичей в Пинск и Столин, все же вселяет надежду, что люди здесь будут селиться и Ёлки не исчезнут с географической карты. 

kurec.a@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter