Мысли на расстоянии

Возможно ли развитие дистанционной формы получения общего среднего образования для детей с психофизическими нарушениями?

Возможно ли развитие дистанционной формы получения общего среднего образования для детей с психофизическими нарушениями?

Сегодня во многих странах развито дистанционное обучение. Такая форма получения образования существует в вузах и ссузах Беларуси. Неоднократно велись разговоры о распространении дистанционного обучения и в учреждениях общего среднего образования, в частности, для детей с психофизическими нарушениями. Это облегчило бы им доступ к обучению, ведь порой таким ребятам бывает довольно трудно добраться до школы. К тому же они часто и долго болеют — по два-три месяца. В случаях, когда ребята вынуждены отсутствовать в школе продолжительное время, выручила бы дистанционная форма получения образования. В то же время она не сможет заменить основной способ обучения в классе или на дому, и тому есть ряд причин. 

— Дети с психофизическими нарушениями часто к концу недели сильно устают, и последние два дня могут вообще не прийти в школу. Было бы неплохо сделать комбинированную форму получения образования, и эти два дня отдать на дистанционное обучение, — считает ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования Татьяна Лисовская.

К тому же дистанционная форма получения образования упрощает процесс обучения детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Например, чтобы написать рукой цифру или букву, потребуется сделать несколько движений кистью, в то время как на клавиатуре достаточно нажатия одной клавиши. Это очень важный момент для детей, у которых нарушена моторика.

От теории к практике

Дистанционное обучение сейчас еще находится на стадии развития. Чтобы его внедрить в школах как дополнительную возможность, необходимо решить несколько задач.

— Для начала важно научить педагогов обучать детей дистанционно, разработать соответствующие учебные программы, методические комплексы, — обращает внимание начальник отдела специального образования Министерства образования Антонина Змушко. — К тому же необходимо обеспечить каждого ребенка компьютером и научить его им пользоваться. При таком обучении следует учитывать и медицинский аспект нахождения по времени детей перед экраном монитора.

Уже сегодня развитие дистанционного обучения в нашей стране переходит от теории к практике. В конце февраля стартовал проект “Образование для всех”, цель которого — предоставить детям с ограниченными возможностями необходимые ресурсы для развития, дополнительного образования и адаптации в современном мире. Тридцать детей в возрасте 10—17 лет получили в личное пользование набор компьютерной техники, специально разработанный курс компьютерной грамотности, а также помощь преподавателей-инструкторов, которые поспособствуют освоению знаний и развитию навыков коммуникации.

Кроме того, в ближайшее время в трех минских школах, где обучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, начнется эксперимент по дистанционному обучению.

Теневая сторона

Однако несмотря на перечисленные выше плюсы, сегодня дистанционное обучение можно рассматривать только как дополнительную форму получения образования, и тому есть ряд причин.

У девяноста процентов детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нарушена также речь.

— Чтобы ребенок занимался дистанционно, необходима мотивация. Ведь у большинства детей с особенностями психофизического развития она снижена. Без направляющей и поддерживающей помощи учителя-дефектолога ребенку будет сложно самостоятельно заняться обучением, — констатировала Татьяна Лисовская. — Что уж говорить про ребенка с какими-либо психофизическими нарушениями, если даже здоровые дети зачастую не садятся за учебу, пока их к этому не подтолкнут родители.

В то же время многие родители не хотят, чтобы дети переходили на дистанционное обучение. Они убеждены, что их ребенок должен быть социализирован: ему обязательно нужно общаться с одноклассниками, друзьями, учителями.

Важность трудоустройства

— Недавно я проводила анкетирование родителей, воспитывающих детей-инвалидов. И вот к какому выводу пришла. Родителям важно, чтобы то обучение, которое получают их дети, помогло им в дальнейшем трудоустроиться, — отметила Татьяна Лисовская. — Ребенку только шесть лет, а родители уже думают о его будущем, о том, как обучение поможет ему найти работу и жить самостоятельно.

Существуют центры по трудоустройству инвалидов. Зачастую они работают массажистами, поварами, соцработниками. Сегодня для людей с ограниченными возможностями открыты вакансии в актуальной и востребованной ИT-сфере.

— Под моим началом работает инвалид второй группы. Люди, у которых есть сотрудники с ограниченными возможностями, понимают, насколько с ними классно и удобно работать. Мы готовы обучать и трудоустраивать людей с инвалидностью, — утверждает начальник координационно-методического центра развития ИТ-образования НТА “Инфопарк”. — В ИT-сфере они могут работать и удаленно. Я знаю девушку с ограниченными возможностями, которая  зарабатывает около 600 долларов в месяц, оказывая услуги по размещению информации в “Википедии”.

 В тему

Зарубежный опыт

В Казахстане на протяжении 2008—2011 годов проводился эксперимент. По президентской программе каждому ребенку, имеющему инвалидность, подарили ноутбук, подключили его к интернету. Как позже оказалось, большинство детей не пользовались компьютером как средством обучения, разве что в целях игры. Данный случай показывает, что недостаточно дать инструмент для дистанционного обучения. Проблемы казахстанского проекта были связаны и с тем, что сами учителя не знали, как на расстоянии с помощью компьютера и интернета обучать детей.

В Эстонии уже десять лет в учебных планах не существует отдельного учебного предмета “информатика”, поскольку на каждом уроке есть блок заданий для выполнения на компьютере, а учителя и ученики девятого класса сдают экзамен по умению им пользоваться. И чтобы учитель смог получить высшую категорию, он должен выполнить установленный стандарт — не менее сорока процентов его рабочих учебных материалов (тесты, контрольные задания, лабораторные) должны быть представлены в электронном виде на какой-либо дистанционной платформе обучения. С этой целью в Эстонии были созданы соответствующие условия: всем желающим учителям в беспроцентную рассрочку было предложено приобрести ноутбуки, они прошли бесплатные курсы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter