Нужна ли нам финансовая грамотность

Мы все считали понемногу

В  школе нас учили читать, писать и считать. А вот обращаться с деньгами почему-то нет. Впрочем, этому не обучали и в вузе. Овладеть самостоятельно этим навыком многим не удается в юности, а некоторым — даже в зрелости. А ведь в том, как мы тратим и сберегаем деньги, кроется наше благополучие.


Лет 15 назад вряд ли меня сильно интересовало, что такое инфляция и чем она отличается от деноминации. Слова эти я, конечно, слышал и, быть может, имел мало-мальское представление, что они означают. Но вот спроси у меня тогда, что такое фьючерс и форвард или чем рецессия отличается от стагнации, я бы точно не ответил. А вы смогли бы ответить на эти вопросы в своем 9-м или 11-м классе? Думаю, вряд ли. 

Умение тратить, планировать и сберегать свои ресурсы напрямую зависит от того, насколько вы финансово грамотны. Для этого необязательно разбираться во всех тонкостях экономических процессов или уметь управлять капиталом на бирже. Достаточно неплохо понимать кредитно-депозитные операции, считать проценты по ним и грамотно инвестировать. 

Да, такому в мое и, бьюсь об заклад, в ваше время точно не учили. Однако сейчас ситуация меняется. В конце прошлого года в Национальном банке прошел заключительный этап республиканской олимпиады по финансовой грамотности среди 10 — 11-классников. В предыдущих этапах приняли участие 23 тысячи учеников со всей страны. Но до финала дошел 21 человек, они показали незаурядные знания, как обращаться с личными сбережениями. Чтобы победить, им необходимо было правильно ответить на вопросы десяти блоков, которые касались семейного бюджета, наличных денег, сбережений и вкладов, заимствований, цифрового банкинга, деятельности центрального банка, страхования, налогов, инвестиций, ценных бумаг. 

Как рассказала начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Национального банка Юлия Сакович, Министерство образования поддержало предложение внедрить факультативные занятия по финансовой грамотности в учебный процесс. Таким образом появилась программа для учеников 8—9-х классов. В 10-х и 11-х классах школьники уже соревнуются, кто из них лучше понимает в вопросах финансов.

В Нацбанке также работают и над финансовой осведомленностью старшего поколения, но сделать это заметно труднее, чем с детьми.

О том, что в стране с финансовой грамотностью не все идеально, говорят и цифры. С 2012 по 2016 год проводилось исследование «Улучшение доступа к финансовым ресурсам сельского населения Беларуси», реализуемое Республиканским микрофинансовым центром при финансовой поддержке USAID. Помимо Беларуси, в нем принимали участие 30 стран, среди которых Великобритания, Россия, Канада, Польша. 

 По показателю «финансовое поведение» мы занимаем 22-е место. По показателю «отношение к финансам»   находимся на одном уровне с Гонконгом, Латвией, Таиландом, Грузией, Россией, Хорватией, Польшей.

Вместе с тем анализ ситуации в динамике позволяет сделать вывод о том, что за последние 5 лет сложилась тенденция к постепенному и устойчивому повышению финансовой грамотности и осведомленности белорусов. Так, число респондентов, владеющих вопросами финансовой математики на хорошем уровне, в 2016 году по сравнению с 2013-м возросло вдвое. 

Сегодня перед регулятором и Министерством образования стоит задача улучшить этот показатель. Они работают над редакцией новой программы по повышению финансовой грамотности, где учтут все нюансы предыдущей. 

В целом же правильное понимание того, что можно сделать с деньгами, должно повысить деловую и инвестиционную активность в стране. Когда свои кровные хранятся под матрасом в валюте и ждут волатильности курсов — это хотя и проверенный, но далеко не самый эффективный способ заработать. Условия на финансовом рынке уже давно ориентированы в более цивилизованное русло. 

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter