Мы в ответе за всех, кого приручили

Нашему гандболу — 50! Поздравляем!
Надеюсь, ни у кого нет сомнений в том, что гандбол — одна из визитных карточек белорусского спорта наряду с легкой атлетикой или, скажем, хоккеем. Имена Спартака Мироновича, Анатолия Черкасского, Андрея Барбашинского или Александра Каршакевича прекрасно знают даже те, кому не довелось увидеть мастеров в игре. Сегодня у нашего гандбола юбилей. Ровно 50 лет назад выпускник киевского института физкультуры Сергей Аввакумов начал учить Минск совершенно новой для здешних краев игре.

О тех временах, уверен, сегодня вспомнят еще не раз. Праздничная церемония во Дворце спорта, которую откроют матчи мужских и женских сборных Литвы и Беларуси, соберет всех тех, кто год за годом приручал мяч и своими поступками писал историю спорта. Праздник, ради участия в котором корректировки в план своего «европейского турне» внес даже президент международной гандбольной федерации Хассан Мустафа, обещает быть шикарным. Впрочем, поздравления, подарки и музыкально–световая феерия будут вечером. Пока же мы вместе с Сергеем Аввакумовым сидим на вахте Института микробиологии, где родоначальник белорусского гандбола зарабатывает прибавку к пенсии, и говорим о том, как за полсотни лет изменился этот захватывающий и динамичный спорт.

— Я прекрасно помню, как все начиналось, — улыбается Сергей Георгиевич. — Первая гандбольная секция была создана в институте физкультуры, и занимались в ней местные студенты. Поначалу мне удалось собрать человек 6 или 7, начали тренироваться. Впрочем, тренировками это назвать было сложно: мало того, что объяснять приходилось самые азы, так еще и в зал нас пускали лишь после 12 ночи! Однако инициатива жила, к нам подключились летчики из степянского гарнизона и 9 мая на стадионе «Динамо» состоялся первый в истории Беларуси официальный гандбольный матч. Показательный, конечно. И тогда еще по формуле «11х11». До привычных семи игроков команды сократились лишь в 1961 году. Тогда же прошел первый полноценный чемпионат республики.

— Наверняка гандбол 60–х отличался от нынешнего чем-то гораздо более значимым, нежели просто количеством играющих?

— Конечно. Он и смотрелся по–другому. Менее зрелищно. После чемпионата Украины, который готовился тогда отмечать свое 50–летие и который я к тому времени уже успел дважды выиграть, разница была огромной. Но мне повезло. Так получилось, что люди, которые тогда пришли заниматься, загорелись новым спортом. Кстати, именно то, как они мне верили, определило мое решение остаться в Беларуси: было время, когда я всерьез собирался вернуться в Украину.

— Тяжело было работать?

— И да, и нет. Нам ведь горспорткомитет карт-бланш дал: сколько хотите соревнований, столько и устроим. Мы проводили Кубок открытия сезона, Кубок закрытия, Кубок Конституции... Поддержка у нас была не в пример нынешней. Обидно: с 1952 года, когда белорусы начали участвовать в Олимпиадах, они завоевали 84 золотые медали, из которых 8 (а если считать и Спартака Мироновича, то 9) — «гандбольные»! Я считаю, что наш вид спорта заслуживает большего внимания.

— А быть может, сейчас просто не хватает того энтузиазма, который позволил построить на пустом месте то, что сегодня зовется белорусской школой гандбола?

— Кстати, она белорусская на все 100 процентов. За все время у нас работал лишь один тренер из Свердловска, да и тот не прижился. А что касается энтузиазма, то его хватает и сейчас. Конечно, много ребят уехало. Николай Шаюк, Алексей Жук, Тосик Мехтибейли и многие другие уже давно работают в иных странах. Тот же Михаил Якимович за Испанию повыигрывал все еврокубки... Но и у нас, поверьте, есть специалисты, способные создать конкурентоспособные команды — белорусская школа гандбола по–прежнему жива. Но ее выпускникам катастрофически не хватает опыта серьезной игры.

— А как сложилась ваша жизнь после гандбола?

— До самой пенсии я оставался так или иначе причастен к спорту. 14 лет стоял у руля федерации (с самого начала и по 1970 год). Мог бы и сейчас работать — судить, например, но почему–то не приглашают. Но я все равно хожу на матчи, интересуюсь всеми происходящими событиями... Вот–вот должна выйти моя книга, да и к организации сегодняшнего торжества тоже руку приложил. Гандбол — это ведь как болезнь. Если ею заразился, то на всю жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter