“Мы справимся со своими задачами и без НАТО”, хотя вместе работать было бы эффективнее, считает генсек ОДКБ

Организацию Договора коллективной безопасности (ОДКБ) часто называют “Щитом Содружества” семи входящих в него государств — Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. А Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа отдельно выделяет в ней две страны — Россию и Беларусь, именует их “локомотивами по развитию всей организации и военного сотрудничества этой организации”.

— Перед последним саммитом ОДКБ, который проходил в Минске, закончил свою работу саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). И в той и в другой организации — одни и те же государства, за исключением в одном случае Китая, в другом случае Беларуси и Армении. Насколько согласуются действия ОДКБ с теми решениями, которые приняты в ШОС?
— Три года назад мы отправили в ШОС проекты документов по взаимодействию. Несколько месяцев назад получили ответ — уже согласованный в рамках ШОС протокол о нашем сотрудничестве. Сейчас мы начинаем работать более плотно с этой организацией.
— Коллективные силы быстрого развертывания ОДКБ как-то копируют аналогичные силы НАТО? Налажено ли между ними сотрудничество?
— Наши Коллективные силы быстрого развертывания созданы еще в 2000 году, а силы чрезвычайного реагирования НАТО создаются только сейчас. У нас они уже функционируют. Поэтому еще неизвестно, кто кого копирует. Кроме того, в наших КСБР около 11 тысяч человек. Это батальоны вооруженных сил Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Российской Федерации. И, по моим оценкам, это наиболее дееспособные воинские формирования вооруженных сил, которые действительно могут действовать в острых ситуациях. Причем мы сегодня предлагаем их еще больше усилить. С точки зрения укрепления органов управления КСБР, по организации боевой подготовки, по оснащению боевой техникой и оружием, системами обеспечения боя. И возложить все эти задачи на Объединенный штаб.
Раньше всем этим занималась оперативная группа в Бишкеке. Сегодня мы хотим, чтобы эта работа была более целенаправленной, чему поможет прежде всего дислокация штаба в Москве, рядом с Секретариатом ОДКБ. Все подразделения Коллективных сил развернуты по боевому штату, хорошо подготовлены, обучены, о чем говорят те учения, которые мы ежегодно проводим. А используются они по решению Совета коллективной безопасности в случае возникновения военной угрозы регионального масштаба. 
А сотрудничества с НАТО у нас пока нет. В Брюсселе не идут навстречу нашим предложениям. Понятно, почему. Тем не менее мы по этому поводу не переживаем. ОДКБ — самодостаточная организация, признанная ООН. Мы справимся со своими задачами и без НАТО, хотя вместе работать против терроризма и наркоторговли было бы эффективнее. Но, к сожалению, здесь замешана политика.
— Сразу после саммита ОДКБ в июне на территории Беларуси прошли командно-штабные учения “Щит Союза”...
— Эти учения были запланированы еще год назад, как маневры российско-белорусской группировки ОДКБ по выполнению совместных боевых задач на особый период. В Беларуси были отработаны задачи прежде всего по боевой слаженности, по совместной боевой подготовке тех подразделений, которые входят в российско-белорусскую группировку. Естественно, на базе соответствующего сценария.
— Специалисты ОДКБ говорят о проблеме медленного согласования необходимых документов, которая мешает эффективной работе Организации.
— Да, действительно, на встрече с Президентом России Владимиром Путиным я обозначил эту проблему. Есть трудности, например, определения головного ведомства при решении каких-то серьезных задач. По поручению Президента было проведено соответствующее совещание, где мы рассматривали в том числе предложения всех ведомств, как этот механизм сформировать, чтобы он был действительно эффективным и чтобы из чисто технических проблем не возникали проблемы уже политического характера.
— Как будут теперь действовать миротворческие силы ОДКБ? Кто будет принимать решение по их участию в том или ином конфликте?
— На практике, мне кажется, это очень просто. В Организации Объединенных Наций есть, к примеру, соответствующий комитет. Он может обратиться к нам с просьбой выделить соответствующий контингент для участия в миротворческой операции. Это предложение рассматривается на Совете коллективной безопасности, определяется целесообразность направления туда миротворческого контингента ОДКБ, для президентов готовятся соответствующие предложения, справочный материал, оценивается в целом политическая ситуация, и главы государств принимают решение. На участие или неучастие.
— Кто будет выделять миротворцев?
— Миротворцы вообще-то будут выделяться от каждого государства, но действовать станут под эгидой ООН, в ее “голубых касках”.
Дело в том, что у каждого государства ОДКБ есть свои миротворцы. Казахстан, к примеру, задействовал своих миротворцев в Ираке. Армения тоже задействовала там свой небольшой контингент. Но мы хотим, чтобы эти коллективные силы экипировались, готовились и использовались, если это потребуется в глобальном плане, совместно. Совместные коллективные силы позволяют распределять роли, позволяют делить сферы, направления. Кто-то будет готовить подразделения саперов, кто-то — санитарные какие-нибудь подразделения, кто-то — стрелковые. Мы можем таким образом сократить свои материальные затраты и финансовые средства. Более эффективно проводить эти операции совместными подразделениями.
Плюс к этому мы не исключаем возможности применения миротворческого контингента в системе государств Организации Договора коллективной безопасности. Я думаю, что в этом есть смысл. У нас ведь нет миротворческих подразделений в рамках СНГ. Они есть, но это чисто российские подразделения, только российские и ничьи больше. А мы бы хотели, чтобы они были коллективными...
— Исполнилось десять лет идее создания единого государства России и Беларуси. Какую роль играют эти страны в ОДКБ? Чего они добились за эти 10 лет в этой организации? Какую помощь ей оказали?
— Они добились многого. Я присутствовал на военных коллегиях вооруженных сил Беларуси и Российской Федерации, на совместных коллегиях министерств обороны, которые проводятся регулярно, на которых рассматриваются чисто практические вопросы взаимодействия. И должен заметить, что во многом военная система России интегрирована с военной системой Беларуси.
Сегодня речь идет об улучшении каких-то процессов, управления и так далее. Но то, что уровень сотрудничества высок — это абсолютно точно. И те учения, о которых мы говорили, еще раз подтверждают, что сейчас не просто отрабатываются, а уже отработаны системы управления объединенной группировкой и система совместных действий. К таким совместным действиям готовы как выделенные от Вооруженных сил Российской Федерации подразделения и воинские формирования, так и Вооруженных сил Беларуси.
А с точки зрения участия в ОДКБ, не скрою, во многом и Россия, и Беларусь являются локомотивами в развитии и военном сотрудничестве этой организации. Совпадение их позиций по многим проблемам безопасности позволяет более эффективно взаимодействовать и с другими государствами.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter