Музыки волшебный дар

Сочинения Евгения Глебова — это получившие признание и поставленные на многих сценах балеты «Альпийская баллада», «Избранница», «Тиль Уленшпигель», это симфонии, песни, музыка к кинофильмам... Дело вкуса от Элеоноры Езерской

Как быстро летит время... Кажется, это было вчера... А прошло уже 42 года. Лето 1967–го. Мне, студентке Белорусской консерватории, поручают сделать доклад о молодых композиторах на семинаре творческой молодежи. Он будет проходить в пансионате на живописном берегу озера Свитязь. Туда меня отправляют в компании с именитым фольклористом Григорием Ширмой, в обществе которого я невероятно робею. С нами должен ехать композитор Евгений Глебов, но его почему–то нет. Тогда в молодых композиторах ходили Дмитрий Смольский, Сергей Кортес, Игорь Лученок. А старейшинами нашей музыки были Тикоцкий, Ширма, Аладов. Прошли годы... Давно нет на этом свете патриархального мудрого Григория Романовича Ширмы; всегда очень сосредоточенного, с невероятным по дряхлости портфелем, со знаменитым чубом, который он любил теребить, Николая Ильича Аладова; всегда очень галантного, с легкостью читающего самые сложные партитуры Евгения Карловича Тикоцкого. Каждый из них — часть истории белорусской музыки, и как жаль, что их имена сегодня почти забыты... Давно маститыми стали те молодые композиторы, они уже успели отметить свои 70–летние юбилеи. Но сегодня я хочу вспомнить Евгения Глебова. 10 сентября этого года ему исполнилось бы 80 лет.


Сочинения Евгения Глебова — это получившие признание и поставленные на многих сценах балеты «Альпийская баллада», «Избранница», «Тиль Уленшпигель», это симфонии, песни, музыка к кинофильмам. Он был замечательным мелодистом и очень хорошим стилистом. Сочинить яркую, выразительную, запоминающуюся мелодию и придумать музыку в стиле определенной эпохи — для этого надо иметь особый дар. Глебов им обладал. Еще он умел фантастически «организовать», оркестровать свою музыку.


Было время, когда я с Евгением Александровичем очень дружила. А подружил нас дом. Много лет мы были соседями по проспекту Машерова, 3. Мой первый визит в глебовскую квартиру состоялся при интересных обстоятельствах. Мне, студентке консерватории, нужно было написать фугу к занятиям по полифонии. Почти как Баху... Только в отличие от Баха эту фугу мне было писать скучно и неинтересно. В жизни ведь столько соблазнов! И я решила: пусть музыку в полифонической форме мне поможет сочинить мой именитый сосед. В коротком платье по моде того времени и с нотной тетрадкой я переступила порог глебовского дома. Помню косые взгляды его домочадцев. Надо же! Какая наглость! С такой просьбой явиться к их обожаемому Женче... Но сам Евгений Александрович оказался гораздо проще и к моей просьбе отнесся с юмором и написал быстро фугу... Самое смешное было потом. Композитор Ким Тесаков, преподававший нам полифонию, за глебовскую фугу поставил мне «тройку». Узнав об этом, автор долго смеялся... А я после того вечера стала часто бывать в гостях у Глебовых. С его женой Ларисой мы подружились. Их дом в те годы был очень гостеприимным. У них часто бывали писатель Василий Быков, поэт Анатолий Вертинский, тогда молодой балетмейстер Валентин Елизарьев, тоже сосед по дому фехтовальщик Алексей Никанчиков, чья рапира потом всегда будет висеть на стене в кабинете хозяина.


В начале будущего года будет уже 10 лет как нет Евгения Александровича. Но музыка его продолжает звучать. В театре оперы и балета по–прежнему в репертуаре есть его балет «Тиль Уленшпигель», исполнением его сочинения открылся новый сезон в Белорусской филармонии. Музыка Глебова продолжает звучать, потому что это музыка Мастера, потому что она — настоящая.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter